СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ» |
Педагогика | |||
Автор: Калимуллина Рита Разифовна | |||
02.10.2019 20:41 | |||
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация работы по валеологическому просвещению родителей и воспитанников ДОУ» Калимуллина Рита Разифовна, г. Бирск – 2019г. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития воспитанника. В этот время закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Поэтому приоритетным направлением образования для любого детского сада остаётся сохранение и укрепление здоровья воспитанника, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Все мы знаем, что такое ВАЛЕОЛОГИЯ — это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни? Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение воспитанников основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Вопрос об обучении ребенка дошкольного возраста сознательному отношению к своему здоровью — важная проблема. Самое интересное и непонятное для ребенка — это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет? Это только часть вопросов, которые задает ребенок любого возраста. Ответить самостоятельно на них, он не может, воспитаннику нужна помощь взрослого, т.е. наша педагогов и родителей. Моя работа предусматривает валеологическое просвещение воспитанников и родителей: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Организованная образовательная деятельность построена по пяти разделам. Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления воспитанников со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом. Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у воспитанников элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом. Раздел «Золотые правила питания. Овощи и фрукты – полезные продукты» предполагает дать воспитанникам представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Так же дать воспитанникам представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека. Закрепить у дошкольников правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически. Следующий раздел «Откуда берутся болезни. Помоги себе сам» из которого дети дошкольного возраста узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью. Так же формирование первоначальных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу полиции, скорой помощи, пожарную службу. Последний раздел «Человек и природа» знакомит воспитанников с охраной окружающей среды, с правилами поведения на природе, учит различать и называть лекарственные и ядовитые растения и грибы. Для реализации поставленных целей я использую традиционные методы и инновационные технологий, такие как Су- джок терапия, дыхательные упражнения Коцудзо – Ниши, различные виды проектов. Расскажу кратко о них. Су- Джок терапия это «метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах ( «су» — кисть, «джок» — стопа)». Они являются, по мнению автора системы Су Джок, профессора Сеульского «пультом дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Главное же заключается в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму ребенка никакого вреда. Оно просто не дает желаемого результата. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу воспитанника. Суть Су-Джок терапии состоит в том, что:
Одни из нетрадиционных методов здоровьесбережения воспитанников является работа над правильным дыханием – комплекс дыхательных упражнений, созданных японским ученым, профессором Кацудзо Ниши. Профессор утверждает: «чтобы научиться дышать правильно, нужно взять процесс дыхания под контроль сознания». Научившись контролировать дыхание, мы получим в свои руки контроль над здоровьем организма. При выполнении комплекса упражнений с воспитанниками необходимо учитывать, что самомассаж необходимо выполнять ежедневно, чтобы достичь положительных результатов. Для выполнения упражнений необходимо всего 7–10 минут. К числу примеров инноваций, наиболее успешно реализуемых в ДОУ с учетом ФГОС, относятся так же проекты — проблемные воспитательные задачи, участие в реализации которых обеспечивает формирование широкого круга компетенций дошкольников — от расширения познаний об окружающих предметов и явлений до развития навыков слаженного командного взаимодействия. Дети познают мир в ходе исследований, начиная с неосознанного тактильного знакомства с окружающими предметами и постепенно переходя к осмысленному экспериментированию. Я в своей работе разработала следующие проекты:
Работая в детском саду, и организуя с детьми дошкольного возраста ООД и различные виды деятельности по формированию у них представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня, но не нужно забывать, что первыми помощниками в нашей работе являются родители. Работа с родителями по валеологическому просвещению включает:
Для достижения поставленных целей я разработала проект «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни», цель которого формировать в содружестве с родителями потребность к здоровому образу жизни у воспитанников. Так же планирую в своей работе родительские собрания по темам здорового образа жизни, совместные праздники, различные виды консультации, памятки, индивидуальные беседы и многое другое. Совместно с родителями изготовили различные виды массажеров из бросового материала. Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с воспитанниками имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения. Литература. Интернет-ресурсы.
|