Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||
Автор: Пескова Юлия Дамировна | |||||||||||||||||||||||
02.10.2019 19:49 | |||||||||||||||||||||||
Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем современной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольной организацией и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности. Развитие творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, инновационные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности.
В своей работе использую следующие формы и методы работы:
Подробнее хотелось бы остановиться на такой инновационной форме работы с педагогами, как коучинг. Этот термин был введен в бизнес в начале 90-х годов английским бизнесменом консультантом Джоном Уитмором. Дословно переводится как наставлять, тренировать, подготавливать. Это самый эффективный метод раскрытия потенциала человека. Традиционная практика приказов не всегда действует, а метод коучинга может помочь в работе руководителя и старшего воспитателя. Главное что нужно понять в коучинге-это принципы работы.
В коуче существует очень много техник и методик. Но самая яркая методика –стратегия У. Диснея Уолт Дисней родился более 100 лет назад, но его имя знакомо большинству людей нашей планеты. Наверное, потому, что самой сильной чертой Уолта Диснея была способность замахиваться на самые нереальные цели и воплощать их в жизнь! Он создал первые звуковые, музыкальные и полнометражные мультфильмы. И они завоевали кучу премий и огромную популярность у детей и взрослых. "Диснейленд" – самый грандиозный его замысел! И у него была замечательная стратегия. В первый день все сотрудники заходили в светлый зал и начинали мечтать о великолепном мультфильме. Во второй день они уже заходили в студию с мольбертами, красками, карандашами и рисовали, как это может выглядеть. А в третий день они собирались в коморке и конструктивно критиковали, что сделали до этого. На следующий день шли в зал… Данную стратегию применяют для ситуаций, когда нужно превратить мечту в конкретную, достижимую цель. Сюда подходят ситуации, когда вы что-то хотите предпринять, но «как то не складывается», или вы хотите лучше представить, как это всё будет, ну а так же когда уже наконец «пора начать реализовывать мечту». Роли в технике: Мечтатель. Творчески мечтает на "полную катушку". Он создаёт максимально совершенную и восхитительную мечту. При этом он может быть довольно сильно оторваны от "текущей" реальности. Мечтатель не отвлекается на мысли о том, как этого можно достичь или какие могут быть проблемы – это задачи Реалиста и Критика соответственно. Реалист. Человек дела. Фокусируется на достижении поставленной цели. Думает о том что нужно сделать. Не отвлекается на возможные препятствия – это задача Критика. Критик. Критик фокусируется на возможных препятствиях. Но при этом он остаётся максимально "конструктивным" по отношению как к самой мечте, так и к способам её достижения. Его задача найти и сообщить о возможных трудностях и ошибках. Критик преимущественно говорит в форме "что добавить". Будущие герои мультипликационных фильмов по несколько раз проходят все 3 комнаты. В результате художники оставляют самый наилучший вариант. Этот подход прост и одновременно гениален! В каждом человеке благополучно живут все эти роли. Каждая из них имеет и сильные и слабые стороны. В реальной жизни эти роли часто смешаны и какая-то может преобладать (к примеру, Критика). В этом случае мы можем задвинуть своего МЕЧТАТЕЛЯ и не получить нужного вдохновения. Если же у человека преобладает МЕЧТАТЕЛЬ, то тоже ничего хорошего не происходит. Очень часто его мечты слишком оторваны от реальности и не выдерживают никакой критики. А значит, когда дойдет до дела, все так и останется на уровне фантазий. Совместно с педагогами можно составить общий лист практики коуч-техники по вопросу «Какой он современный воспитатель» и примерить на себе все три роли. В заключении хочу привести слова Джона Уитмора: «Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом». Как известно, творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха.
|