ДА! взаимодействию детского сада и семьи! |
Педагогика | |||
Автор: Сенникова Наталия Анатольевна Мотоусова Ольга Владимировна | |||
01.10.2019 10:37 | |||
ДА! взаимодействию детского сада и семьи! В целях создания условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей необходимо вовлечение родителей в образовательные отношения и поддержка инициативы семьи. Мы понимаем, что, если работу с родителями проводить только для «галочки», она не принесет результата. Поэтому мы ищем новые формы взаимодействия с семьей, чтобы заинтересовать родителей, включить их в педагогическую деятельность и добиться высоких результатов. Нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Мы участвуем в экспериментальной деятельности по внедрению программы «Миры детства: конструирование возможностей» под редакцией Т.Н. и С.Г. Дороновых.
Совместно создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, мы задались вопросом: как пополнить копилку настольно-печатных игр так, чтобы сделать игры разнообразными, многовариативными, максимально использовать имеющиеся материалы и привлечь к процессу изготовления игр родителей? Решение этого непростого вопроса мы нашли на страницах дидактического пособия «Детский календарь», организовав семейную мастерскую «Игродел». Ведь одни и те же картинки пособия можно использовать для создания разных игр! Тогда не будет скучно! Тогда можно играть с одними и теми же картинками по-разному! А значит, многому научиться! Как это сделать? А очень просто. У одного ребенка один календарь, тут много не нафантазируешь. Но ведь детей в группе много, а значит, много календарей, но еще больше отличных идей и умелых рук. На данном этапе свою помощь предложили родители, ведь образовательная деятельность по программе «Миры детства: конструирование возможностей», по замыслу авторов, должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье. Дидактический материал «Детского календаря» позволил наладить совместную деятельность взрослых и детей во всем многообразии ее форм. Примерно в один и тот же временной интервал из одних и тех же страничек календаря разные семьи изготавливали разные игры: лото, домино, парные картинки, «Ходилки-бродилки, лабиринт, головоломка «Картинки заблудились», «Четвертый лишний» – и все по одной и той же теме «Овощи». А сколько интересных тем предлагается «Детским календарем» – нужно только увидеть, захотеть и увлечь! С каждой новой темой у каждой семьи появилась возможность изготовления разных вариантов игр. Копилка настольно-печатных игр в группе пополняется бесконечно! Игры, изготовленные дома, дети приносят в детский сад. Чтобы пособия долго служили, мы их ламинируем и складываем в отдельные прозрачные пластиковые конверты. Но это еще не все. Сами по себе красиво оформленные картинки не приносят желаемого результата. Нужно придумать правила и новые варианты игры. Конечно же, придумываем все вместе и все вместе их зарисовываем. И наконец, чтобы старания семьи не прошли даром, надо научиться играть в эти игры. Несмотря на то, что нашу группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, учиться играть в настольно-печатные игры мы стали уже в средней группе, начиная с самых простых вариантов. Во-первых, придумали и зашифровали элементарные правила игры. Во-вторых, подобрали для сопровождения игры самые простые, самые короткие фразы, зарисовали их и методично отрабатывали в игре. В-третьих, (и это оказалось самым сложным!) мы учились договариваться, помогать друг другу в процессе игры. Усилия не прошли даром, наши дети уже в средней группе научились достойно выигрывать и проигрывать. Детей, родителей и педагогов – нас всех сплотили совместные семейные игротеки, на которых постепенно все дети группы, их родители, а также братья и сестры, бабушки и дедушки овладели навыками разных игр с правилами. Ведь интересно, весело, увлекательно и познавательно тогда, когда игроков много. Не зря говорится: «Одна голова хорошо, а две лучше». Вот она, партнерская деятельность, умение бороться за личное первенство и за победу команды. Во-первых, мы объяснили взрослым, что ребенку нужен постоянный образец, особенно образец речевых шаблонов хотя бы на первое время. Во-вторых, по детским зарисовкам мы учили правила игры. В-третьих, родители на Семейной игротеке учились не только проигрывать, но и выигрывать, хотя бы 50 на 50. Не сразу, конечно, но у нас получилось! Сейчас каждый ребенок, каждая семья создает свою собственную, неповторимую игру. А «Детский календарь» теперь вызывает у всех участников педагогического процесса не только интерес, но и желание действовать. Теперь мы обмениваемся играми, и у каждой семьи появилась возможность по-разному поиграть с картинками из календаря дома в выходные дни. По инициативе родителей мы вышли на новую форму взаимодействия – семейные турниры по настольно-печатным играм, которые несут в себе не только решение образовательных задач, но и, конечно же, радость общения всей семьей. У нас семейные турниры – это не только соревнование с большим количеством игроков, но и проявление дружеских отношений между всеми участниками в неформальной обстановке. У каждого турнира свои правила, которые мы придумываем вместе. А итоги традиционно обсуждаем за чашкой чая. На семейном турнире ребенок счастлив от того, что рядом с ним его семья. Ведь в последнее время, к сожалению, детям уделяется все меньше и меньше внимания. А взрослые получают эмоциональную разрядку, возможность стряхнуть с себя груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми. Одной из интереснейших форм взаимодействия с родителями стал педагогический нон-стоп, где все мероприятии проводятся непрерывно, сменяя друг друга. Педагогический нон-стоп в нашем детском саду был проведен по запросу родителей, а реализовал идею коллектив специалистов и воспитателей. Программа состояла из комплекса мастер-классов, игр и тренингов для всех участников по различным направлениям: «Физическое развитие ребенка», «Музыкальные игры», «Детский Календарь для детских пальчиков», «Разнообразие игр по развитию речи». Педагогический нон-стоп стал уникальной площадкой обмена опытом по использованию новых приемов и технологий всестороннего развития ребенка в условиях детского сада и семьи. В процессе поиска и реализации новых форм взаимодействия с семьей с целью повышения результативности педагогической деятельности мы стремились, прежде всего, поддержать образовательную инициативу родителей, приобрести в лице семьи союзника, партнера, привлечь к сотрудничеству. Список литературы:
|