Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие идей дошкольного образования на рубеже XIX-начале XX веков в России.
Педагогика
Автор: Евстафьева Елена Борисовна   
24.08.2021 15:09

Развитие идей дошкольного образования на рубеже XIX-начале XX веков в России.Развитие идей дошкольного образования на рубеже XIX-начале XX веков в России.

В настоящее время многие педагоги с целью повышения профессионализма обращаются к опыту педагогов с мировыми именами. Сегодня хочется вспомнить двух замечательных педагогов- женщин – Аделаиду Семёновну Симонович и Елену Николаевну Водовозову. Педагоги трудились на рубеже XIX – начале XX веков и, несмотря на глобальные исторические события, связанные со сменой политического строя в стране, сохранили преемственность своих взглядов на дошкольное образование и оставались им верны.

Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933) являлась пропагандистом детских садов в России. А.С. Симонович была последовательницей идей немецкого педагога Фридриха Фребеля, которому принадлежит появление самого термина «детски сад». Симонович открывала детские сады в Петербурге и в Тифлисе, издавала журнал «Детский сад». Практический опыт позволил А.С. Симонович критично посмотреть на педагогическую систему Ф.Фребеля. Дидактические материалы «Дары» Фребеля не вызывали интерес у детей и Симонович обратилась к идее народности. Методические разработки Симонович сохранили влияние системы Фребеля: строгая регламентация, урочная форма занятий и игр, субъективный характер вопросов воспитательницы в беседе с детьми и др.

 

По мнению А.С. Симонович, детский сад решает такие задачи, как физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей, дополняя недостаточное семейное воспитание и подготавливая ребенка к поступлению в школу.

А.С. Симонович большое внимание уделяла личным качествам воспитательниц.

В 1871 году в Санкт-Петербурге было открыто общество первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию.

Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) такжевнесла значительный вклад в разработку вопросов дошкольного воспитания в России. Свои взгляды Е.Н. Водовозова изложила в книге «Умственное и нравственное развитие детей от первого появления сознания до школьного возраста» (1871г.), выдержавшей до 1913 года семь изданий. В данной работе автором обосновывалась необходимость для воспитателей теоретических знаний, которые не могут заменить личный опыт или материнский инстинкт; подчеркивалась важность периода дошкольного детства для формирования характера человека, его отношения к жизни, гармонического развития способностей.

Е.Н. Водовозова отдавала предпочтение семейному воспитанию, считая, что детский сад располагает ограниченными возможностями влияния на ребенка. Центральное место в системе Водовозовой занимала идея народности, которую она разработала применительно к дошкольному возрасту.

Основанием системы вслед за своим учителем К.Д. Ушинским Водовозова видела «чисто русский фундамент» — образ жизни русского народа, его исторические традиции и культура в целом. Е.Н. Водовозова критически высказывалась о фребелевской системе, усматривая в ней метафизическую философию, формализм и педантизм, искусственное ограничение окружающего детей мира. По мнению Водовозовой, жизнь ребенка необходимо организовать таким образом, чтобы упражнялись его чувства: наблюдательность, внимание, память.

Центральное место в программе Е.Н. Водовозовой занимали природа, растительный и животный мир, экскурсии в сад, поле, лес, на огород и т.д. Целям воспитания служили упражнения в нравственной деятельности, воспитание ценных привычек, уверенности в своих силах, самодисциплины, гуманных чувств.

Из вышеизложенного следует, что дошкольная педагогика уже в царской России развивалась достаточно активно, базируясь на совершенно разных подходах. Развитие дошкольной педагогики в советский период базировалось именно на опыте тех деятелей, которые сформировали своё мнение и развивали его ещё в конце XIX – начале ХХ веков. Безусловно, новаторство советских педагогов во многом сформировали педагогику в нашей стране, но не следует отметать роль преемственности идей дошкольной педагогики дореволюционной России с периодом Советского Союза.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год