Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Программа по интеллектуальному развитию как средство развития школьной мотивации»
Педагогика
Автор: Никитина Надежда Ивановна   
15.06.2019 21:38

«Программа по интеллектуальному развитию как средство развития школьной мотивации»«Программа по интеллектуальному развитию как средство развития школьной мотивации»

Многолетние наблюдения и исследования (2010-2018 гг) школьников, поступивших в реабилитационный центр для несовершеннолетних, дает неутешительную картину: низкие показатели успеваемости, незаинтересованность в обучении или полное нежелание ходить в школу. Как известно, низкая грамотность чревата для подрастающего ребенка: неуспеваемость резко снизит шанс получения достойного образования по окончанию общего образования или вовсе его лишит, а учитывая неблагоприятную экономическую обстановку в стране, и особенно в Омске и Омской области, это может привести к трагедии личности: слишком велика конкуренция на рынке труда среди образованных молодых людей и людей, образования не имеющих, к тому же без опыта работы. Что будет на выходе? Статистика дает неутешительные данные: преступность, алкоголизм, аморальность образа жизни – те риски, с которыми может столкнуться не получивший образования человек. Это положение чревато и для страны в целом: какие нормы поведения этот человек передаст своим детям? Каково будет его окружение? Как он сам будет жить в условиях современного мира?

Многочисленные эксперименты по работе с детьми с низким уровнем успеваемости без задействования сил и влияния родителей, показали незначительную, но все же результативность подобных усилий. Специалист и педагог могут сформировать интерес к процессу обучения и объяснить последствия халатного отношения к обучению. Однако такая коррекция нуждается в постоянном контроле и в условиях реабилитационных центров малоэффективна из-за сроков пребывания детей. Задача специалистов реабилитационных центров, на наш взгляд: способствовать развитию интереса к процессу обучения, тем самым дав шанс в будущем занять достойное положение в обществе.

 

Исследования проблемы в разных источниках, предлагаемые авторами, работавших по схожему вопросу по разным причинам давали незначительный эффект, потому было принято решение искать метод, позволявших решать вопрос исходя из специфики контингента поступающих в центр детей, их уровня школьной мотивации и осведомленности об окружающем мире.

Но как сформировать интерес к обучению у детей, пребывающих в центре незначительное время?

Возникает противоречие между необходимостью развивать интерес к обучению у школьников для их дальнейшей успешной социализации в будущем и недостаточностью разработок и программ по развитию школьной мотивации в краткие сроки в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Разработанная и апробированная в условиях реабилитационного центра программа по «интеллектуальному развитию школьников как средству развития школьной мотивации» в соревновательном формате отчасти позволила решить этот вопрос: именно ведущая деятельность, ориентация на стремление занять лидирующую позицию способствовала тому, что повысился интерес к знаниям.

Цель программы заключалась в развитии школьной мотивации в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних через соревновательную интеллектуальную деятельность.

Задачи программы:

  • Развитие духовно – нравственных ценностей и качеств; понимания важности соблюдения правил гармоничного взаимоотношения друг с другой, развитие порядочности, чувства ответственности, долга, совести.
  • Знакомство с историческими событиями, изменивших ход истории, где важной составляющей служили духовно – нравственные качества, поступки и интеллект;
  • Формирование интереса к общеобразовательным предметам (русский язык, история, биология, литература, география, химия и др.), ликвидация пробелов в знаниях;
  • Воспитание уважения к успехам и знаниям товарища, развитие здорового соревновательного духа, сплочение коллектива;
  • Развитие уважительного отношения к науке, к интеллектуально развитым людям; формирование желания быть похожим на них.
  • Развитие речи и представлений об окружающем мире;
  • Повышение школьной мотивации, развитие интереса к предметам среднего и старшего звена;

Адресат: воспитанники 10-16 лет, 10-15 человек на каждое занятие.

Условия реализации программы. Программа состоит из 13 мероприятий интеллектуального характера, охватывающего обширные области по школьной программе: биологию, историю, русский язык и литературу, географию и обществознание. По окончанию викторины с детьми проводилась беседа – дискуссия с целью закрепления понимания важности нравственного поведения, интересных моментов, которые запомнились детям, расширение их представления о этих событиях; затрагивались острые моменты выбора или поступков героев, моральную сторону событий. Совместное обсуждение давало детям понимание о правильности или ошибке сделанного шага героя, обсуждались вероятность исхода ситуации, поступи герой иначе, рассматривались варианты выбора, окажись школьник на месте героя.

Программа реализовывалась на базе КУ СРЦН «Гармония». Предполагалось 2 – 3 занятия – игры с последующей дискуссией в неделю, что повышало вероятность прохождения курса программы всеми пребывающими в стенах центра детьми. Продолжительность занятия 50-60 минут.

Критерии эффективности определялись улучшением успеваемости воспитанниками, интересом к чтению дополнительной образовательной литературы, снижением уровня конфликтных ситуаций, изменение отношения к процессу обучения и др.

По завершению программы ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня школьной мотивации и успеваемости по предметам;
  • Развитие духовно – нравственных ценностей и качеств.
  • Самостоятельность при выполнении домашнего задания по школьной программе;
  • Интерес к процессу обучения, к досуговой деятельности.

Как показала реализация программы у детей значительно улучшились показатели успеваемости по школьной программе, отмечался рост самостоятельности в выполнении домашних заданий, установление более дружеских отношений с одноклассниками и снижение конфликтных ситуаций с педагогами и воспитателями учреждения, отмечалась защита младших старшими, оказание им помощи, более корректное поведение в отношении с воспитателями и взрослыми. Однако мы опасаемся, что это кратковременный эффект: многие дети вернулись домой к привычному образу жизни, и теперь только от них зависит, воспользуются они полученными знаниями или нет.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год