«Программа по интеллектуальному развитию как средство развития школьной мотивации» |
Педагогика | |||
Автор: Никитина Надежда Ивановна | |||
15.06.2019 21:38 | |||
«Программа по интеллектуальному развитию как средство развития школьной мотивации» Многолетние наблюдения и исследования (2010-2018 гг) школьников, поступивших в реабилитационный центр для несовершеннолетних, дает неутешительную картину: низкие показатели успеваемости, незаинтересованность в обучении или полное нежелание ходить в школу. Как известно, низкая грамотность чревата для подрастающего ребенка: неуспеваемость резко снизит шанс получения достойного образования по окончанию общего образования или вовсе его лишит, а учитывая неблагоприятную экономическую обстановку в стране, и особенно в Омске и Омской области, это может привести к трагедии личности: слишком велика конкуренция на рынке труда среди образованных молодых людей и людей, образования не имеющих, к тому же без опыта работы. Что будет на выходе? Статистика дает неутешительные данные: преступность, алкоголизм, аморальность образа жизни – те риски, с которыми может столкнуться не получивший образования человек. Это положение чревато и для страны в целом: какие нормы поведения этот человек передаст своим детям? Каково будет его окружение? Как он сам будет жить в условиях современного мира? Многочисленные эксперименты по работе с детьми с низким уровнем успеваемости без задействования сил и влияния родителей, показали незначительную, но все же результативность подобных усилий. Специалист и педагог могут сформировать интерес к процессу обучения и объяснить последствия халатного отношения к обучению. Однако такая коррекция нуждается в постоянном контроле и в условиях реабилитационных центров малоэффективна из-за сроков пребывания детей. Задача специалистов реабилитационных центров, на наш взгляд: способствовать развитию интереса к процессу обучения, тем самым дав шанс в будущем занять достойное положение в обществе.
Исследования проблемы в разных источниках, предлагаемые авторами, работавших по схожему вопросу по разным причинам давали незначительный эффект, потому было принято решение искать метод, позволявших решать вопрос исходя из специфики контингента поступающих в центр детей, их уровня школьной мотивации и осведомленности об окружающем мире. Но как сформировать интерес к обучению у детей, пребывающих в центре незначительное время? Возникает противоречие между необходимостью развивать интерес к обучению у школьников для их дальнейшей успешной социализации в будущем и недостаточностью разработок и программ по развитию школьной мотивации в краткие сроки в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних. Разработанная и апробированная в условиях реабилитационного центра программа по «интеллектуальному развитию школьников как средству развития школьной мотивации» в соревновательном формате отчасти позволила решить этот вопрос: именно ведущая деятельность, ориентация на стремление занять лидирующую позицию способствовала тому, что повысился интерес к знаниям. Цель программы заключалась в развитии школьной мотивации в условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних через соревновательную интеллектуальную деятельность. Задачи программы:
Адресат: воспитанники 10-16 лет, 10-15 человек на каждое занятие. Условия реализации программы. Программа состоит из 13 мероприятий интеллектуального характера, охватывающего обширные области по школьной программе: биологию, историю, русский язык и литературу, географию и обществознание. По окончанию викторины с детьми проводилась беседа – дискуссия с целью закрепления понимания важности нравственного поведения, интересных моментов, которые запомнились детям, расширение их представления о этих событиях; затрагивались острые моменты выбора или поступков героев, моральную сторону событий. Совместное обсуждение давало детям понимание о правильности или ошибке сделанного шага героя, обсуждались вероятность исхода ситуации, поступи герой иначе, рассматривались варианты выбора, окажись школьник на месте героя. Программа реализовывалась на базе КУ СРЦН «Гармония». Предполагалось 2 – 3 занятия – игры с последующей дискуссией в неделю, что повышало вероятность прохождения курса программы всеми пребывающими в стенах центра детьми. Продолжительность занятия 50-60 минут. Критерии эффективности определялись улучшением успеваемости воспитанниками, интересом к чтению дополнительной образовательной литературы, снижением уровня конфликтных ситуаций, изменение отношения к процессу обучения и др. По завершению программы ожидаемые результаты:
Как показала реализация программы у детей значительно улучшились показатели успеваемости по школьной программе, отмечался рост самостоятельности в выполнении домашних заданий, установление более дружеских отношений с одноклассниками и снижение конфликтных ситуаций с педагогами и воспитателями учреждения, отмечалась защита младших старшими, оказание им помощи, более корректное поведение в отношении с воспитателями и взрослыми. Однако мы опасаемся, что это кратковременный эффект: многие дети вернулись домой к привычному образу жизни, и теперь только от них зависит, воспользуются они полученными знаниями или нет.
|