Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интегрированное занятие — вариативная форма работы с детьми с ОВЗ
Педагогика
Автор: Набатова Ольга Владимировна, Ромашко Елена Владимировна, Колпакова Резеда Фирнатовна   
17.04.2019 16:27

Интегрированное занятие — вариативная форма работы с детьми с ОВЗИнтегрированное занятие — вариативная форма работы с детьми с ОВЗ

  • Набатова Ольга Владимировна, МБДОУ № 47 «Гусельки», заведующий, 1 квалификационная категория
  • Ромашко Елена Владимировна, МБДОУ № 47 «Гусельки», учитель-логопед 1 квалификационной категории
  • Колпакова Резеда Фирнатовна, МБДОУ № 47 «Гусельки», педагог-психолог

У детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи часто отмечаются недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому, одним из важнейших условий организации коррекционно-развивающей работы с такими детьми является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. Комплексный подход предполагает взаимодействие всех участников коррекционно-развивающей деятельности, направленное на преодоление выявленных нарушений и подготовку к школьному обучению. Одним из эффективных способов взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога МБДОУ в работе с детьми с ТНР являются интегрированные занятия.

 

Интеграция – объединение, слияние обобщенных знаний той или иной области. Интегрированные занятия – это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой вид занятий позволяет снять излишнее напряжение, высокую утомляемость детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. На этих занятиях у детей развиваются коммуникативные умения, повышается познавательная активность (дети свободно высказывают свои мысли, рассуждают, делают выводы), реализуются творческие способности. Интегрированные занятия позволяют объединить детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что в свою очередь способствует формированию коллективных взаимоотношений.

Интегрированные психолого-логопедические занятия проводятся одновременно двумя специалистами и имеют четкую структуру, предполагающую компактность учебного материала и смену различных видов деятельности: развитие высших психических функций, развитие речи, развитие координации движений, изобразительных и конструктивных навыков. При этом в ходе занятия учитель-логопед и педагог-психолог стараются задействовать все сенсорные системы – слуховые, тактильные, зрительные. Занятия предполагают постоянную смену положения тела детей – стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной позе, и темп занятия меняется с учётом динамики работоспособности. Могут предлагаться различные формы выполнения заданий: индивидуально, парами, группой. На интегрированных занятиях широко используются здоровьесберегающие технологии (охрана зрения, слуха, формирование правильной осанки), артикуляционные и дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематических и психических процессов, психофизическая релаксация.

Реализация коррекционно-образовательных задач на интегрированных занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические и подвижные игры и задания.

Так как задачи коррекционной работы проводимой специалистами тесно взаимосвязаны, то проведение интегрированных занятий требует серьезной подготовки, как логопеда, так и психолога, для того, чтобы обеспечить основные направления своей коррекционной работы (педагог-психолог – формирование высших психических функций и активизация познавательной деятельности, учитель-логопед – коррекция речи).

В качестве примера предлагаем вашему вниманию фрагмент интегрированного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи «В гости к Югорке».

Цель:

  • включение ребенка в занятие; создание доверительной обстановки;
  • развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие устной речи, слухового внимания и восприятия, на основе закрепления знаний о родном крае.

Станция «Голос леса»

Педагог-психолог: — Ребята, вы слышите? Что это за звуки? (звуки животных, птиц. Звучат фонограммы голосов птиц и зверей, дети определяют, кому они принадлежат).

Учитель-логопед: — Мы с вами услышали голос леса, а давайте сообщим ему, что мы тоже здесь. Как мы это можем сделать? (покричать). Какие звуки легче всего кричать? (гласные). Что с ними можно еще сделать? (пропеть, протянуть). Давайте скажем тихо: «А-у!». Нас никто не слышит, а теперь погромче: «А-у!». А теперь крикнем громко и долго: «А-у!». Тимур, крикни громко и долго: «У-у-у». Саша, ты кричишь громко и долго: «Э-э-э». Элиза, ты кричишь прерывисто: «У-у-у». Молодцы!

- Ребята, в любом лесу есть эхо. Давайте с ним поиграем (дети делятся на 2 команды, одна группа кричит громко, вторая тихо). Ау, эй, ой, ух, ах.

- Встречай нас, лес — полный чудес! Мы здесь! (Дети повторяют вместе с учителем-логопедом). Ребята, посмотрите, тут какие-то цветные фишки (на столе фишки для звукового анализа). Как вы думаете, что они обозначают? (звуки). Давайте мы с вами выложим звуковые схемы слогов, с которыми мы сейчас играли с эхо (ау, эй, ой, ух, ах). Молодцы! Хорошо справились с заданием. Педагог-психолог: — Идем дальше? (идем) Но пойдем не просто так, а поедем на лыжах (звучит ритмичная музыка).

Станция «Следопыты»

Педагог-психолог: — Ой ребята, смотрите, что я вижу! (заснеженная полянка). Подойдите ко мне поближе (рассматривание карточек с изображением животных и их следов – белка, лиса, заяц, волк, лось, медведь). Вы запомнили, кто какой след оставляет? (запоминание карточек) А давайте сдуем снег и посмотрим, кто же тут проходил? (Соотнесение следов с их обладателями). Молодцы, вы были внимательны! Запомнили, кто какой след оставляет.

- Посмотрите, у меня есть карта, расчерченная на квадраты и картинки, на которых изображены деревья и обитатели тайги. Давайте все расставим по местам (карты раздаются каждому ребенку). Слушайте внимательно. В правом верхнем углу расположилась таежная птица, в левом нижнем углу обитает таежный зверь, в середине поля выросло таежное дерево (дети самостоятельно выбирают соответствующие картинки из предложенного набора и размещают на поле в соответствии с инструкцией).

- Настя, кто у тебя поселился в верхнем правом углу? А у тебя, Тимур? Вика, где у тебя поселился медведь? А у тебя Саша, где живет барсук? Лиза, что у тебя выросло в центре поля? А у тебя, Даниил, где растет ель?

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Посмотрите, а что это у нас? Это «хантыйские амулеты» (медальоны с изображением животных и ели). Я сейчас раздам каждому из вас по амулету и мы превратимся в тех, кто изображен на медальоне. Маша и Ксюша, вы в кого превратились? (в лис). А вы, Саша и Настя? (в волков). А Тимур и Даниил кем стали? (белками). Вика и Максим, вы кто? (зайцы). Лиза и Марина, кем вы стали? (елями). Ребята, я предлагаю вам поиграть. Посередине полянки напротив друг друга растут 2 одинокие ели (дети располагаются лицом друг к другу на расстоянии 1,5 метров). Справа от ели проскакали и остановились трусливые зайцы (дети с амулетами зайцев располагаются в соответствии с инструкцией). Слева от ели прошли и притаились хитрые лисы (дети с амулетами лис располагаются в соответствии с инструкцией). За елью рыскали и спрятались голодные волки (дети с амулетами волков располагаются в соответствии с инструкцией). А перед елью пропрыгали и резвятся веселые белки (дети с амулетами белок располагаются в соответствии с инструкцией).

- Посмотрите, теперь ели не одиноки, вокруг них много зверей! А сейчас мы с вами снимем амулеты, превратимся в ребят и снова отправимся в путь.

Результатом интегрированных занятий является перенос усвоенных речевых и психологических навыков в повседневную жизнь, позволяет сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

При этом у ребенка формируется культура личности, развиваются воображение, произвольность поведения, потребность активно действовать и взаимодействовать с окружающим миром, совершенствуется познавательное развитие.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год