ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Петрова Екатерина Георгиевна | |||
17.04.2019 04:50 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Петрова Екатерина Георгиевна, воспитатель, МБДОУ № 119, г. Нижний Новгород Человек, прожив малую долю своей жизни с мамой, папой, братом, сестрой начинает задумываться о будущем, о своём уголке, о своём мире – о своей семье. Семья. Что это значит? Просто родители и ты? Нет. Семья это не просто родственные связи или ячейка общества. Это то, что нас сплачивает или объединяет. Чувства, переживания друг за друга. Это дети, с которых всё начинается. Зарождается новое поколение, новая любовь, новый мир. И, конечно, чтобы этот мир процветал, мы должны приложить немало усилий. С каждым поколением меняются люди, ритм жизни, потребности и само отношение к жизни. Наши дети развиваются с немыслимой скоростью, но мы обязаны успеть научить их любить, уважать и переживать за своих родных. Вот и сегодня я задумалась, а что же на самом деле значит слово «семья»? Я работаю в детском саду и посвятила один день, расспрашивая детей, взяв у них маленькое интервью. Вопрос был один «Семья для меня это …?». Результат дал мне понять, что для каждого человека семья имеет своё, непохожее на других, понятие. Вот, например, высказывания детей 4 лет: «Это когда всех любят!», «Все вместе! Дружат!», «Это когда мама и папа нас любят!», «Это все мои близкие вокруг меня!». Ну, и, конечно же, многие дети просто перечислили членов своей семьи.
Ребенок с рождения осваивает опыт своей семьи, а значит, у него складывается представление о семейной жизни по ее образцу. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости к родным людям, окружающим ребенка с первых дней его жизни, обеспечивает качество и глубину этого представления. Именно поэтому, как подчеркивает И.А. Хоменко «Если не работать с детьми дошкольного возраста сейчас, (формировать у них установку на родительство, семейные ценности), через 12-15 лет мы можем потерять целое поколение. Иными словами, решение демографической проблемы России находится «в головах» современных детей, которых, в свою очередь, воспитывают родители». Формирование у дошкольника представления о семье можно рассматривать в нескольких аспектах:
Конечно, дети понимают значение семьи. Но как показывает опрос и мои наблюдения, для них это больше духовная среда. Поэтому, в своей работе я решила сформировать у детей представление о семье, способствующее сохранению семейных традиций, воспитать любовь и уважение к членам семьи, побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрых дел для семьи, родного дома. Так и появилась идея начать год в средней группе под девизом «Что может быть семьи дороже?». Для формирования у детей представлений о семье необходимо использовать комплекс методов и приемов. В своей работе я использовала разные виды деятельности: игровую, познавательную, продуктивную. Мною были разработаны и проведены занятия: «Моя семья»; «Дружно мы живем», «Мой дом – моя семья». Обязательным было чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка, «Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, и др. Переоценка словесных методов приводит к усвоению детьми формальных знаний, не окрашенных собственным отношением. Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают детей к деятельности творческого содержания (например, рассказ о своей семье, рисование портрета на тему «Моя мама (бабушка)», изготовление сувениров, подарков и выставка детских рисунков «Моя семья»). Сюжетно-ролевые игры предоставляют большие возможности в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях. Известно, что игры на семейную, бытовую тематику наиболее распространенные на протяжении всего дошкольного возраста. Но, как выявили специальные исследования, они отличаются бедностью и однообразием содержания. Часто линия «мама — папа» развивается в негативном плане: командные нотки «мамы», ее стремление повелевать, подчинять себе «папу». Мальчики плохо представляют себе, в чем заключается роль «папы». Уходя на «работу», они не возвращаются в «семью», отвлекаясь на другие игры, и т.д. С целью обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются такие сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче» и др. В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной жизни, о взаимодействии поколений, о досуге. Я разработала и сделала своими руками картотеки дидактических игр и художественной литературы по нашей теме. Ежемесячно выставлялась и менялась папка — передвижка с консультациями для родителей. Например, «Что может быть семьи дороже», «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании». Впереди запланировано еще много интересного как для детей, так и родителей. Будут создаваться «Генеалогические древа семей», проводиться выставки, совместные праздники. Год еще не закончен, но дети смело отвечают на вопросы о семье, рассказывают о своих семьях, традициях, проявляют уважение, хотят помогать и старшему поколению и младшему. Знают обязанности каждого члена семьи. Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека. Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен, и внутренние ее силы позволят устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста. Список литературы:
|