«Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников» |
Педагогика | |||
Автор: Кочадзе Ирина Владимировна | |||
18.04.2019 14:02 | |||
«Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников» Обоснование темы: Использование авторской педагогической сказки может стать эффективным средством усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей, обеспечивая кроме познания детьми социального мира еще и освоение бесконфликтного существования в обществе, способствовать адаптации детей к социальной среде. Цели:
Задачи:
Методологические основы процесса социализации дошкольников.
Изучение методологических и теоретических аспектов проблемы социализации позволяет определить понятие «социализация» как процесс становления личности человека и его адаптации к социальной среде, процесс становления системы внутренних регуляторов посредством освоения личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом. Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней морализации и строгости – то есть негативных реакций окружающих. Исследования показывают, что процесс социализации определяется, с одной стороны, особенностями внешнего воздействия на дошкольника; с другой – индивидуальными свойствами каждого ребенка; с третьей – возрастными особенностями протекания психических процессов у детей. Результат позитивной социализации личности проявляется, по мнению исследователей, в способе регулирования поведения людей. Такое регулирование может быть внешним (социальные нормы — требования, общественное мнение) и внутренним (моральное сознание личности и степень добровольности поведения). Показателями позитивной социализации дошкольников являются отношение ребенка к обществу, к социально значимой для него деятельности и степень сформирования социального опыта. Позитивная социализация детей дошкольного возраста предполагает:
Знакомство с основными концептуальными положениями процесса социального развития дошкольников позволяет сделать определенные выводы:
Для дошкольников восприятие сказки всегда было актуальным и интересным видом деятельности. В сказках наглядно и доступно для ребенка продемонстрировано освоение мира отношений между людьми. Воспитательная значимость сказки для поддержки позитивной социализации дошкольников. Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной. ФГОС определяет педагогическое содействие позитивной социализации дошкольников как одну из ключевых задач дошкольного образования. ФГОС устанавливает основные принципы дошкольного образования (п. 1. 4):
ФГОС определяет задачи: (п. 1. 6):
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей (п. 1. 6. 8). Все перечисленное может эффективно решаться (несомненно, наряду с другими средствами педагогики) и с помощью всеми любимых с детства сказок. Социальное развитие ребенка осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе. О значении сказок для детей дошкольного возраста убедительно говорят отечественные педагоги и психологи (Т. Н. Доронова, И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и др.) Сказка способствует общему развитию ребенка, положительно влияет на формирование речи, повышает творческую активность, стимулирует воображение, формирует нравственно – волевые черты личности. Но, к сожалению, как в детском саду, так и в семье все реже читают детям сказки. «Сказка, как одна из составляющих фольклора, должна стать частью официальной культуры – культуры регулируемой, организуемой, поддерживаемой, поощряемой государством» (Т. Н. Доронова). В каждой народной сказке огромны ресурсы слова, словесных средств и методов. Каждая сказка – свидетельство необыкновенных возможностей и духовного потенциала русского языка. Сказка приобщает детей к народному фольклору, и выступает средством нравственного воспитания, предлагая определенные модели поведения, наиболее приемлемые для того или иного этапа культурного развития человеческого общества. У всех народов традиционно используют сказку как незаменимый метод знакомства с миром социальных отношений, посредством сказочных образов и действ, но реально моделирующих и доступно помогающих понять детям основные нравственные принципы отношений. Каждого человека в самом начале его детства встречала сказка. Она созвучна и понятна детскому мироощущению, потому что знакомит ребенка с необычными образами персонажей, удивительными приключениями, сказочным миром. Своими простыми поступками, мыслями, чувствами герои сказок производят в детском сознании первое отражение картин мира, реальных человеческих поступков и взаимоотношений. Поэтому благодаря сказке дети начинают осознавать важность поступков человека. Этим обусловливается использование сказок в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как одного из средств реализации требований ФГОС для поддержки позитивной социализации дошкольников. Немаловажен тот факт, что сказки способны помочь ребенку, если у него есть нарушения в поведении и общении, способствуя его позитивной социализации. Общеизвестно, что сказкотерапия стала одним из признанных методов лечения. Первичная социализация ребенка является основой для его дальнейшей социализации. Несомненно, что важную роль в первичной социализации играет семья, откуда ребенок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Но справедливо отметить, что и сказка предоставляет первый опыт позитивного общения с окружающим миром и людьми. Она ненавязчиво, но очень многому учит дошкольника. Через добрую сказку у ребенка происходит формирование бережного отношения к людям, к представителям животного и растительного мира, тем самым осуществляется его позитивная социализация. В сказке происходит знакомство детей с различными ситуациями, наглядно демонстрирующими различные модели поведения и взаимоотношений среди людей и животных (русские народные сказки: бытовые, волшебные, о животных; авторские педагогические сказки; сказки смешанного типа и др.) Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Именно сказка демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах существующие в этике две основные нравственные категории – добро и зло. Ведь герои в сказке всегда либо хорошие, либо плохие. И детям благодаря сказке легко принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Принятие детьми сказочных идеалов позволяет им легко согласиться с неизменной сказочной закономерностью: соблюдение моральных требований ассоциируется с добром, хорошими поступками, а нарушение моральных норм и правил характеризуется как зло, как плохие поступки. Именно сказка воспитывает морально – этические ценности. Благодаря сказке даже младшему дошкольнику легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Постепенно дети начинают управлять своими поступками, соотносить их с морально – нравственными и этическими нормами, которые в сказке выражены очень доступно. Поэтому именно с помощью сказок возможно формирование таких важных, основополагающих нравственных категорий, как добро», «зло», «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя». Нравственные оценки поступков героев сказок постепенно обретают позиции нравственных норм социальных взаимоотношений самих детей, начинают регулировать и подчинять социальным нормам поведения саму эмоциональную сферу поступков дошкольника. Эмоционально – позитивное воздействие на ребенка самой сказки побуждает его без лишней морализации со стороны взрослого вести себя в соответствии с элементарными моральными требованиями, закладывает основы нравственности, помогает усвоить доступные его пониманию моральные принципы. В сказках осуждается жадность, лень, трусость, плохое отношение к окружающим, другие человеческие слабости, которые очень четко обозначены в чертах героев. Поэтому детям легко распознавать человеческие недостатки. Сказки дают пример преодоления жизненных трудностей. В сказке в виде метафор излагается информация:
- как важно научиться прощать. Сказки воспитывают уважение к истокам культуры своего народа, закладывая основы духовно – этических и патриотических чувств, что также является важными составляющими позитивной социализации детей, соответствует задачам ФГОС. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ должны быть созданы необходимые условия для социальной адаптации на основе социальных психолого – педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения, способствующих социальному развитию (ФГОС, п.3. 2. 2). Сказка и является одним из незаменимых средств социализации детей с ограниченными возможностями. Использование сказок позволяет осуществлять комплексность образовательного процесса, обеспечивая развитие детей сразу в четырех образовательных областях:
Метод ознакомления детей с авторской педагогической сказкой может стать одним из самых эффективных средств усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей. Именно авторская педагогическая сказка призвана обеспечить кроме познания детей социального мира еще и освоение бесконфликтного существования в обществе, сформировать основы безопасности жизни с учетом реалий современного мира. Классификация сказок На сегодняшний день принята следующая классификация русских сказок:
Народная фольклорная сказка исторически предшествует литературной (авторской). Хотя и наблюдается смешение стилей сказок, народные фольклорные сказки делятся на три основных вида: волшебные, о животных, бытовые (социально – бытовые, новэллистические и другие), которые имеют свои признаки и особенности. Волшебные сказки – сказки, основным классификационным критерием которых является обязательное присутствие волшебства или волшебных предметов, чудес и различных превращений, героев – злодеев и героев – помощников, прохождение персонажей через волшебные испытания, обязательное вступление героев в открытой или скрытой форме в определенные взаимоотношения с волшебством, чудесными силами. Повествование сказки носит волшебно — приключенческий характер. В этом и главный интерес детей к сказкам этого вида. Из — за отсутствия достаточно развитого воображения у детей раннего дошкольного возраста волшебные сказки становятся доступными только детям 5-7 лет. Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. В этих сказках человек играет второстепенную роль или занимает положение, равноценное животному. Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра, потому что в них присутствует обязательное волшебное условие – животные разговаривают. В этих сказках животные и птицы рассуждают, думают, говорят и разумно действуют, способны перехитрить самого человека, т.е. они наделены человеческими чертами и действуют как люди. В сказках о животных сильный герой всегда защищает слабого героя. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но фиксирует и характеризует повадки, среду обитания и т.д. Текст повествования сказок о животных всегда динамичный. Еще одна особенность этого вида сказок заключается в том, что они преображаются в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Кроме развлекательно — забавного характера эти сказки имеют еще познавательную и воспитательную ценность. В сказках о животных существует тенденция к морализации. В них есть более определенная мораль, а комическое начало приглушено либо совсем отсутствует. Бытовые сказки – сказки, героями которых являются простые люди. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Фантастические повествования в бытовых сказках говорят о социальных отношениях. В сказках этого вида обязательно присутствуют веселое настроение и смешные ситуации. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоят тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть, лень, трусость). В бытовых сказках происходит обязательное преобладание ума и находчивости человека над глупостью; высмеивание отрицательных черт характера героя сказки. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучит сильнее, чем в волшебных сказках. Они же содержат и более значимый элемент социальной и нравственной критики. Добро, как и в сказках других жанров, всегда торжествует. Психо — коррекционная сказка — это готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи коррекции агрессивного поведения, гиперактивности, страхов, застенчивости и другого у конкретного ребенка. Такие сказки помогают скорректировать поведение ребенка. Специалисты — психологи активно используют приемы сказкотерапии. Литературная сказка (авторская) – ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее по публикации в устной форме и не имеющее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (в народно — эпическом стиле), либо создает дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. В литературных сказках не всегда есть четкое деление героев на «плохой» и «хороший», и это позволяет им быть более гибким средством воздействия на детей с целью позитивной социализации. Педагогическая сказка (всегда авторская) представляет собой сказочное, но специально продуманное содержание определенной направленности, воздействующей на нравственную сферу личности ребенка, его гражданско — патриотические чувства, знакомит с окружающим миром, взаимоотношениями и др. Использование педагогической сказки в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста приводит к достижению прогнозируемого целевого образовательного или воспитательного результата. Сказки смешанного типа — это сказки переходного типа. В них совмещаются признаки, присущие как сказкам с чудесным миром, так и бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебства предметов, вокруг которых группируется основное действие. Данные сказки также могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Сказки-пародии – совсем новый жанр, пародирующий сказочную форму и содержание уже известной русской народной сказки. Педагогические дидактические сказки корректирующей и диагностирующей направленности – это сказки смешанного типа. В отличие от коррекционной сказки, применяемой в психологической работе педагогами — психологами, сказка корректирующей и диагностической направленности используется воспитателями в педагогической образовательной деятельности с детьми. Она имеет своей целью ярко показать детям разные виды поведения сказочных героев в той или иной ситуации. Говоря о воспитательном значении сказок, важно отметить их четыре основные особенности, содействующие позитивной социализации дошкольников:
Сказки, рассказанные для детей, имеют структуру четкую и логически последовательную, чтобы дети могли эти сказки воспринять, понять и запомнить, в них присутствуют разнохарактерные персонажи, отличающиеся и внешними особенностями, которые требуют художественного раскрытия, постепенного вхождения в мир народного искусства. Встреча ребенка со сказкой — это постепенное формирование у него образного, художественного восприятия сюжетов, более широких по объему и глубоких по содержанию, чем может придумать сам ребенок, в силу своих возрастных интеллектуальных возможностей. Сказки, рассказанные детьми, имеют не всегда последовательно выстроенную структуру. Очень часто процесс придумывания сказок детьми основан на эмоциональной составляющей их повествования. Поэтому из сказки имеют описание действия героев, иногда в нарушение логики повествования. Дети в процессе придумывания ими сказок торопятся к итоговому действию, чтобы зло было, как можно быстрее побеждено добром. Сказка не только прекрасное средство позитивной социализации ребенка, но и метод народной педагогики, развивающий его логику, память, мышление, воображение и, конечно же, речь. К существующим педагогическим технологиям на основе гуманно — личностной ориентации педагогического процесса можно отнести предлагаемые методики ознакомления со сказками нравственно — патриотической и духовной направленности, определив их как социально — воспитательные методики. Присказка, зачин, концовка Присказка – это прибаутка, предшествующая зачину в сказке. Ее цель – ввести слушателя в сказочную атмосферу, заинтересовать его, перевести от обыденной обстановки к ирреальной атмосфере. Это вводный элемент для длинной сказки. Присказка – необязательный элемент сказки. «Это присказка, не сказка, сказка будет впереди». «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «Вот диво так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает». «Посмотрите – ка сестрицы-присказки, как все ребята нас слушают, и шептаться, и вертеться перестали». «Без присказки сказки – что без полозьев салазки». «Начинается сказка, начинается побаска – сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику». «Далеко от нас было – не видать, а только лишь от стариков слыхать». «Реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летели жареные куропатки». «В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живем. Было это в невстве, в королевстве…» Зачин – устойчивая словесная формула, с которой начинаются сказки. Зачин кладет четкую грань между обыденной речью и сказочным повествованием, содержит указания на время и место действия, называет персонажей. «Жили — были старик со старухой». «В некотором царстве, в некотором государстве…» «В стародавние годы в некоем государстве…» «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил – был…» «Жил — был старик и было у него три сына…» «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» «Давным — давно…» «За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил – был…» «Много- много лет тому назад во дворце… (в маленьком городе; на берегу моря; в бедной лачуге) …» Концовка – это последние слова в сказке. Она подводит итог развитию сказочного действия. Цель концовки – отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к реальной жизни. Концовки, демонстрирующие счастливый конец сказки: «И стали они жить поживать добра наживать». «Стал жить да быть и хлеб жевать». «Жили они долго и счастливо». «Жили они долго и весело». «И жили они все припеваючи». «Не стали они долго раздумывать, обвенчались и зажили припеваючи». «Погостили они и поехали в свое царство, приехали и стали жить – поживать да медок попивать…». «Тут уж ждать и рассуждать долго не стали, веселым пирком, да за свадебку». Концовки, демонстрирующие, что и рассказчику досталось что – либо в награду: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла». «Вот вам сказка, а мне бубликов связка». «Вам сказку, а мне бубликов связку, Гречневой кашки в крашеной чашке, Масла горшок да горячий пирожок». «Тем сказке конец, а мне сказочный ларец». Концовки, демонстрирующие, что продолжение сказки невозможно: «Когда каша сварится, тогда и сказка продлится». «На дворе у них была лужа, а в ней щука, а в щуке – то огонец, этой сказочке конец». «У них там теперь стоит бочка, на бочке корец и всей сказке конец». «Тут пир начался, а сказка закончилась». Концовки, демонстрирующие, что съесть что – либо на сказочном пиру рассказчику было невозможно: «И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». «Кутью большой ложкой хлебал, по бороде текло, а в рот не попало». «Подали белужины, а я остался без ужина». «Кому подносили ковшом, а мне решетом». Концовка, выражающая благодарность слушателям сказки: «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец». Примерный конспект самостоятельной партнерской деятельности «Чтение сказки «Однажды»» Смешанный вид сказки: социально — бытовая. Цель: психолого – педагогическая поддержка позитивной социализации. Задачи:
Функции педагога: дидактические (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества людей). Принцип. Приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи. Сказка «Однажды» Однажды в селе Белогорье появился странствующий художник. Он принес с собой мольберт, кисточки с красками и несколько холстов для создания своих чудесных картин. В Белогорье жили многие мастеровые: гончары и плотники, сапожники и портные, скотоводы и хлебопашцы, а своих художников не было. Все жители Белогорья считали, что труд художника не приносит пользы людям, в отличие от других профессий. И вот в их селе появился художник – чужестранец. Они настороженно отнеслись к его появлению. Ну, какая им от него польза? Никакой пользы, никакой радости, решили селяне. Радость может быть только от труда, которым занимались они. Жители села Белогорье были людьми воспитанными и культурными, к художнику отнеслись вежливо и приветливо. Предложили поселиться в одном из домов своего села. Накормили, напоили его. Были с ним гостеприимны, как и с каждым гостем села Белогорье. Художник прожил в селе недолго и, отправляясь опять в путь, поблагодарил сельчан за гостеприимство – подарил им картины, которые написал в их селе. Это были пейзажи с изображениями реки, засеянным пшеницей полем, залитой солнечным светом лесной поляной с распустившимися луговыми цветами, портреты гончара, плотника, портного, сапожника за работой. А еще он подарил картину с купающимися в реке деревенскими детьми. Художник оставил на память свои картины. Много картин оставил художник. Так много, что почти в каждом доме на стене появились его полотна. А художник то был не простой. Он владел волшебством. Его картины издавали звуки: тихое журчание ручья, шелест листьев, птичий гомон. Цветы, изображенные на его холстах, источали тонкий аромат. Прошло время. А художника люди не забыли. Каждый день, глядя на подаренные им картины, они с теплотой в сердце вспоминали его. И созерцание картин вызывало в их сердцах чувство радости, что было удивительно для них. На улице зима, а на картине по — прежнему цветущий луг. А вот и сам плотник смотрит на себя, занятого своим трудом. А вот и подросшие ребятишки смотрят, как они играли, будучи еще совсем маленькими. И в каждом доме остался не просто кусочек полотна с нанесенным на него красками изображением, а частица души художника. Его добрый взгляд на людей, природу который он сумел передать в своих картинах. Начали понимать жители села, что труд художника приносит пользу их душе, вызывает удивительные, возвышенные чувства. А что же наш художник? А он и дальше странствовал по городам и селам. И в каждом городе или селе оставлял добрую память о себе. А еще изменял души людей. Они полюбили его живопись. И уже никогда не думали, что труд художника не ценен в сравнении с их трудом. Прошло время, и в Белогорье появились странствующие музыканты, поэты, циркачи, артисты. Жители Белогорья стали понимать все больше и больше, что кроме их труда, создающего хлеб, сапоги, платье, есть другой труд, результатом которого являются картины, песня, поэзия, игра на музыкальных инструментах, спектакль. Ведь каждый труд ценен. Ход самостоятельной партнерской деятельности
- Кого бы вы назвали главным героем сказки? - О ком еще упоминается в этой сказке? - Какие волшебные средства действуют в этой сказке? 5. Вопросы на краткую характеристику героев: - Какими были жители села? - Что вы можете рассказать о художнике? 6. Вопросы на восстановление последовательности ключевых событий сказки: - Вспомните, как появился художник в селе? - Чем он занимался, пока гостил в Белогорье? - Что происходило в селе после его ухода? 7. Вопросы на установление причинно – следственных связей в сказке: - Расскажите, как отнеслись к художнику жители села в самом начале сказки? - Какое в начале сказки было у них отношение к его труду? - Как вы думаете, почему это отношение изменилось в конце сказки? 8. Вопросы на нравственную оценку поступкам героев: - Хотя жители села и сомневались в пользе труда художника, но проявили к нему гостеприимство. Как мы можем оценить их поступок? - Есть ли в этой сказке отрицательные персонажи? 9. Вопросы на обратную связь (понимание педагогом, насколько детям понятен смысл сказки): - Как вы думаете, если бы картины художника не были волшебными и не издавали приятных звуков и запахов, полюбили бы жители села эти картины? - Почему вы так считаете? 10. Вопросы на осмысление нравственной идем сказки: - Назовите, что является плодами труда гончара, сапожника, хлебороба? - Что является плодом труда художника, поэта, композитора? - Подумайте и скажите, какую ценность для людей представляет труд художника? - Чем ценен труд поэта и композитора? Почему жители села стали уважительно относиться к труду художников, поэтов, музыкантов? Что повлияло на изменение их мнения? - Как вы считаете, какой самый ценный вид труда из существующих на земле? - Чему учит нас эта сказка? 11. Вопросы на формирование словесно – логического мышления: - Как вы думаете, почему сказка называется «Однажды»? (Выслушиваются разные мнения детей, обобщаются их ответы). 12. Предложите детям придумать разные присказки, зачины и концовки к этой сказке. Литература
|