Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности |
Педагогика | |||
Автор: Архипова Алла Германовна | |||
09.04.2019 16:10 | |||
Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности Воспитатель Архипова А.Г. МБДОУ ДСКВ № 36 пос. Октябрьский МО Ейский район Краснодарский край Что такое личность? Это индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания. Развивать личность – задача трудная. Многих педагогов она ставит перед необходимостью коренным образом перестраивать свою работу. Педагог должен бережно формировать внутренний мир ребёнка, следуя «золотому» правилу «Не навреди!» С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Исполняя закон «Об образовании РФ», руководствуясь ФГОС ДО, Программой ДОУ, опираясь на целевые ориентиры, педагог формирует личность воспитанника в тесном сотрудничестве с соцпартнёрами. Личностное становление ребёнка начинается очень рано и её формирование в ДОУ осуществляется в разных направлениях:
Данные направления оказывают положительное влияние и на социальное, и на речевое развитие дошкольника. Одним из приоритетных направлений воспитательной системы ДОУ является духовно-нравственное воспитание детей, опираясь на которое идёт формирование личностных качеств по другим направлениям. Одними из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Основной целью этой области является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Итак, что же такое нравственное воспитание? Это непрерывный процесс, который он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Ребенок активно наблюдает за ним, за его отношением к предметному миру, окружающим людям; стремится действовать «как взрослый». Это новое отношение активизирует действия ребенка, служит основой его личностных новообразований. Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
Как уже говорилось, роль взрослого в нравственном развитии дошкольника очень велика. Отношение «воспитатель – ребенок» воспринимается и переживается детьми со знаком плюс или минус. От этого зависит комфорт ребенка, его настроение, восприятие окружающего (радостное, светлое, равнодушное, агрессивное, отстраненное). С помощью взрослого малыши начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нужно», «нельзя»; «хорошо» – «плохо», «добро» – «зло». С оценочных позиций взрослого ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил уважения, вежливости, терпимости, взаимопомощи и т. д. Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания, патриотизма дошкольника. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия — привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины, любовь к малой Родине, родному краю. Занятия можно проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий. Формы работы по патриотическому воспитанию:
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности, формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы (В. А. Сухомлинский). Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения). Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. В нашей практике мы используем следующие:
Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Рассмотренные нами виды и формы деятельности, повышают результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. В рамках образовательной области «Познавательное развитие» дошкольники знакомятся с окружающим миром природы, у них формируются представления о растительном и животном мире, природе родного края, о взаимосвязи со средой обитания, а так же экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней. Исходя из этого, решаются следующие задачи:
посредством чувственного ее восприятия, опосредованное непосредственным контактом ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными;
контакта с природой;
культуры детей, т.е. создание «экологического пространства» - предметно-развивающей среды экологического развития детей. Работу по экологическому воспитанию мы проводим в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляем в повседневной жизни. Наряду с этим используем различные формы экологического воспитания:
Данные формы стимулируют интерес детей и их познавательную активность. В своей работе систематически используем наглядный иллюстративный материал, который помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений (презентации). Через игровую деятельность закрепляем полученные ранее детьми знания:
Особое внимание мы уделяем созданию условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. Наши воспитанники с удовольствием участвуют в проектно- исследовательской деятельности, в которых просматриваются причинно-следственные связи и мы взрослые, включая родителей, помогаем им в этом. Так в исследовательском уголке «Архимеды» дети проводят опытно-экспериментальную деятельность, которая распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек. В уголке оформлен материал для исследований, доступный для детского экспериментирования (картотека), серии экспериментов с объектами живой и неживой природы. Проводились эксперименты с воздухом «Невидимка среди нас»; с песком «Рисование песком»; водой «Капельки»; с солнечным светом «Лучик золотой»; с растениями «Разноцветные растения», почвой «Полезная среда». Родителям наших воспитанников ежегодно предлагается принять участие со своим ребёнком в поисково-исследовательской деятельности в домашних условиях. Родители сами выбирают темы, которые интересны именно его ребёнку и затем предоставляют нам фотоматериалы по завершению эксперимента. Вся работа по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательный образовательный процесс делает плодотворным и интересным. Информацию по экологическому воспитанию родители получают:
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используем инновационные:
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого. Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Важнейшая форма работы с детьми — это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствует формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе и всему, что их окружает. В процессе трудовой деятельности ребятишки имеют возможность применять на практике свои знания и приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формируются необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом. Основная задача трудового воспитания — повысить нравственно-трудовые личностные качества воспитанников.
В процессе игровой деятельности у детей на примерах труда воспитываются положительные навыки трудового общения. Дети успешно выполняют несложные задания, ответственно относятся к порученному делу. Таким образом, у них прививается психологическая готовность к труду. Дети с интересом знакомятся с разными видами труда и охотно выполняют любые задания: мытье игрушек, стирка кукольного белья, дежурство в уголке природы, по столовой, уборка группы. Воспитанники с удовольствием вовлекаются в процесс труда, активно помогают друг другу, стараются проявить заботу о товарищах, стремятся к сотрудничеству. Достижение общих целей способствует тому, что на деле ребята начинают осознавать дружескую поддержку и взаимопомощь. С трудовой деятельностью взрослых дети знакомятся через игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры), наблюдение, обучающие карточки, ИКТ. Поддерживать интерес к трудовой деятельности стараемся через волшебные превращения, которые происходят во время труда, чтобы вызвать у детей чувство радости, восхищения и удивления. Особое внимание в работе с воспитанниками уделяем бережному отношению к вещам, стремление к самостоятельности, самообслуживанию и оказание помощи младшим детям, любовь к порядку и аккуратности, делая упор на результат их труда. Прививая детям, любовь к труду, используем:
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию тесно сотрудничаем с родителями: родительские собрания, благоустройства территории «Марафон добра», выставка поделок детей и родителей «Золотые ручки», «Папа может все», «Мои увлечения». Трудовое воспитание помогает детям не только овладеть умениями и навыками по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе за растениями и животными, но и воспитать и закрепить такие положительные качества личности как гуманность, трудолюбие, уважение к труду сверстников и взрослых, чувство дружбы, самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность. Трудовая деятельность отражает и эстетическое воспитание, которое имеет следующие задачи:
действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;
образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Реализация данных задач осуществляется через следующие виды деятельности:
Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды во всех помещениях дошкольного учреждения и в непрерывной образовательной деятельности по всем разделам воспитательно-образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды определяются следующими факторами: содержанием и методикой проведения занятий, местом их организации (групповое помещение, зал, участок детского сада), возрастными особенностями детей. Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия. Они используются для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны. Развивающую эстетическую среду образуют и творческие работы детей. Их выставляем в групповом помещении, в приемной, зале. Такая среда имеет огромное воспитательное значение. Дети, увидев своё творчество (лепку, аппликацию) среди работ своих товарищей, получают возможность сравнить их. Кроме того, они чувствуют себя комфортнее уже оттого, что и их работа выставлена среди других. В дошкольном учреждении постоянно устраиваем выставки детских работ «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Осень в гости к нам пришла», «Наш город», «Наша ёлка хороша», «Подарок маме», «Лучшему папе на свете» и т.п. Кроме того, в группе организован уголок изодеятельности. Созданы условия (художественная среда) для игр, игр-драматизаций, самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами материалов, по мере необходимости включается воспитатель. Руководя деятельностью детей, педагог формирует гармоничную всесторонне развитую личность. Список использованной литературы
|