Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников |
Педагогика | |||
Автор: Лях Елена Викторовна | |||
09.04.2019 12:38 | |||
Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников Лях Елена Викторовна музыкальный руководитель, первой квалификационной категории ГБДОУ «Детский сад № 82 Московского района», г. Санкт-Петербург «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимум, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе». (Н. К. Крупская) «…Если ты хочешь остаться в сердце человеческом, — воспитывай своих детей». (В. А. Сухомлинский) Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, «… только в молодости человек может развернуть и воспитывать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что – то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание и развитие должно осуществляться в органическом единстве. Сенсорное и эмоциональное развитие, характерное для семейного воспитания, предопределяет умственное развитие ребенка. Развитие любознательности ведет к развитию мышления, а развитие мышления к умственному развитию. Вот почему необходимо педагогически организованное воздействие.
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения про-блем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Мое общение с родителями, как музыкального руководителя строится на следующих принципах:
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, оказание помощи родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий музыкального воспитания детей. Выделяется несколько наиболее успешных формы работы:
Для внимания родителей подготавливается актуальный материал по во-просам музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, который размещается на стенде «Музыкальная палитра», например: «Роль музыки в оздоровлении детей», «Музыкальные игры дома», «Как организовать День рождение ребенка», «Классическая музыка и ребенок дошкольник», «Пойте вместе с детьми», «Детские музыкальные инструменты своими руками» и т.д. Организация фотовыставки – отражающие содержание музыкальных занятий, занятий логоритмикой, праздников (календарных и фольклорных) и развлечений; выставки рисунков, созданные после прослушивания классических произведений. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность не только увидеть стиль и предмет общения педагога с детьми, но и самим активно «включиться» в общение: поучаствовать в играх, исполнить песню, послушать музыку, поиграть на музыкальных инструментах.
Тематика консультаций и бесед разнообразна возникающая по инициа-тиве одной из сторон. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по во-просам музыкального воспитания детей. Темы бесед: «Какую музыку должен слушать ребёнок в определённом возрасте?», «Как помочь ребёнку красиво и правильно петь?» т.д. Консультации организуются как тематические, так с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
В данном мероприятии принимают участие все специалисты дошкольного учреждения и родители воспитанников ДОУ, которые имеют возможность, свободно общаются друг с другом, по определенной теме, обсуждая актуальные вопросы, находя на них ответы, дающие возможность осуществлять партнерское взаимодействие. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей. Здесь можно показать родителям открытое занятие или видеозапись музыкального занятия.
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем музыкальному руководителю проще налаживать с ним контакты, предоставлять педагогическую информацию. Родители привлекаются к подготовке совместных досугов, участвуют в конкурсах, в постановке и исполнение танцев, песен, частушек. Проводятся совместные игры, КВН, соревнования, викторины. Показывают детям спектакли и кукольные представления.
Позволяют кратко и доступно раскрыть цели и задачи, суть профессио-нального взаимодействия музыкального руководителя с детьми. Например, на одном из родительских собраний познакомила родителей всех возрастных групп с таким разделом музыкального занятия, как восприятие музыки. В первой части родительского собрания важно показать родителям, что в этом разделе даются множественные задания по жанрам, видам, средствам выразительности произведений искусств, истории их создания. Иногда им предлагается уже готовая информация по искусству, которую нужно «прослушать», а прослушав, «усвоить». Но самое главное в восприятии музыки – это воспитательные задачи. Недооценивать воспитательное значение искусства в мире детства, значит – не использовать одну из прекраснейших возможностей педагогической деятельности, а именно, средствами искусства воспитывать ребёнка, воздействовать на становление его духовных потребностей, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине и т.д. Важно было обозначить, что начиная со средней группы, используются классические произведения. А классическим называют самое эстетическое, самое лучшее, зрелое и совершенное. В старшем дошкольном возрасте используются не отдельные произведения тех или иных видов искусств, а их синтез. Синтез музыки, поэзии и живописи. Музыкальное, литературное и изобразительное искусства, с одной стороны, воздействуют на главные сферы личности ребёнка (чувства, мысли, представления), а с другой – являются тремя способами освоения мира (чувствование, осмысление, преобразование). Обусловлены эти виды искусств такими процессами как переживание, мышление, воображение. Говоря о многогранности подхода, можно привести, что говорит о воз-действии на человека этих трёх видов искусств Н. А. Римский – Корсаков:
Таким образом, искусство стремиться воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли – словом, переживаний – музыкой, представлений – изобразительным искусством. Такой подход называется – «полихудожественный». Где «поли» — «много», «художеств» — «искусств», т.е. много искусств. И действуют они сразу одновременно. Во второй части собрания организуется с родителями мастер – класс, на который представляются те музыкальные произведения, которые прослушали их дети в данной возрастной группе. Родителям задаются такие же вопросы, которые и их детям. -Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку, стихи и смотрели картину? -Как вам рассказала об этом музыка? Какие музыкальные инструменты звучали? -А какие цвета выбрал художник для этой картины? и т.д. Анализ ответов детей и родителей, позволяет сделать вывод, ответы детей на музыкальных занятиях превращаются в целые рассказы, они более эмоциональны и непосредственны в своих рассуждениях и высказываниях, чем родители. Далее родителям озвучивается, что рассказывают их дети, прослушав произведение (если кого из родителей интересует, что рассказывал их ребенок, это озвучивается родителям индивидуально). Важно сказать родителям, что после такого прослушивания музыки у детей возникает желание нарисовать свою картину, передать свои чувства через рисунок. Так появилась, еще одна форма — «домашнее задание», совместное творчество родителей и детей. Ребята дома подробно пересказывают родителям свои чувства об услышанном произведении на музыкальном занятии. Родители и дети вместе фантазируют, и свои измышления воплощают в рисунках, поделках. На повторном прослушивании воспитанники представляют, показывают и рассказывают о своих произведениях, и очень приятно видеть с каким теплом создавалось это семейное чудо. Каждый член семьи вносил, что – то своё, очень близкое ему. Но самое главное в этих произведениях сохранялся темп, ритм, настроение музыки, поэзии. Благодаря такому творческому тандему, родителей признаются, что они сами узнали много нового о музыке, живописи и поэзии. И ждут с нетер-пением новых «домашних заданий» и рассказов детей о музыкальных занятиях. Наблюдая за изменениями в своих детях, родители стали проявлять интерес к работе музыкального руководителя, т.е. больше уделять внимания музыкальному развитию ребёнка.
|