ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР |
Педагогика | |||
Автор: Базарова Наталья Ивановна | |||
05.04.2019 23:03 | |||
ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР У всех детей есть заветный ключик от этого мира: чудесное слово: «Понарошку!». Играя в жизненные сюжеты, малыш «понарошку» внедряется в деятельность и занятия взрослого мира, поскольку в реальности такое практически невозможно. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он — участник интересных и привлекательных событий. В игре он может быть и строителем, и космонавтом, и продавцом, и мамой. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет (содержание) – это та часть деятельности, которую пытается повторять ребенок; это то, что определяет суть игры, взаимосвязи и взаимоотношения в ней малышей. Роль – основной стержень и смысл игры. Роль, как правило, сопоставляется с взрослым человеком, героем, персонажем или животным, его характером, поступками, действиями.
Сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. Если ребёнок достигает этого уровня, у него появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций — ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов. Такие игры необходимы для всестороннего детского развития, так как затрагивают множество аспектов навыков и умений ребенка, их приобретения и дальнего развития. Игра развивает мотивы и потребности ребенка – в игре происходит формирование стремления действовать, развитие нравственности в человеческих отношениях (честность, терпение, инициатива, взаимопонимание, взаимопомощь…). В игре у ребенка формируется желание взрослеть – выполнять (пока еще только в игре) общественно значимую деятельность: лечить, учить, строить, воспитывать детей, совершать подвиги и т.д.. В игре развивается управление своим поведением: подчинение своих действий роли, понимание необходимости правил, создание правил, понимание прав и обязанностей играющих, развитие воли. В игре происходит преодоление эгоцентризма – развитие умения встать на позицию другого невозможно без игровых партнеров. В игре происходит развитие умственных действий: обобщение действий, развитие логики действий, предварительный замысел, планирование, контроль, развитие произвольной речи, развитие внимания, памяти, воображения. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольников является лучшим средством подготовки ребенка к школе, потому что главный секрет школьных успехов лежит не в навыках ребенка, а в его социальной зрелости. КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖДУТ НЕ ДОИГРАВШИХ ДЕТЕЙ? Современные дети не доигрывают. Их очень рано начинают учить, также игру вытесняют компьютер и телевизор. Последствия не доигравших детей:
Эта особенность сказывается не только в младшем возрасте. Она сопровождает человека всю его жизнь. Эти люди оказываются неуспешными в школе, в профессиональной сфере, в личной жизни. И причина не в способностях, а в неумении играть. 3 следствие. Неспособность человека управлять собой. Например, многие дети боятся темноты, или того, кто сидит под кроватью. Они не умеют управлять своим воображением, потому что не умеют играть. Эта неспособность будет отражаться и во взрослой жизни, так как и у взрослого найдется много причин для страха. Еще одно проявление неумения управлять собой это разного рода зависимости — алкогольная, компьютерная, трудовая, и даже, игровая. Они знают, что надо делать, но не могут с собой справиться. 4 следствие. Не способность подчиняться правилам. Вся наша жизнь подчинена правилам. Они есть всюду. Надо определенным образом себя вести, решать математические задачи по правилам, играть по правилам и т.д. Если подчиняться правилам, привнося в них свой смысл, то можно одновременно и обрести определенную степень свободы и реализовать творческие способности. Помните рассказ Марка Твена "Том Сойер"? Его наказали, заставив красить забор, а он превратил это монотонное занятие в увлекательное. 5 следствие. Недостаточное развитие психических процессов: памяти, речи, мышления, чувств, эмоций, внимания. 6 следствие. Ребенок очень поздно начинает социализироваться. Надо определенным образам здороваться, прощаться, задавать вопросы, знакомиться; определенным образом вести себя в разных коллективах, включаться в общение. Этому надо учиться. Учиться через игру. Родителям никогда нельзя забывать о том, что, если он действительно заботиться о развитии ребенка, необходима игра. А если игры нет и в это же время оказывается, что надо заниматься боксом и иностранными языками, это значит, мы крадем у ребенка детство. Надо учиться самому играть и создавать условия для развития игры у детей. КАК РОДИТЕЛЯМ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ? - до 3-х лет:
- 3-4 года:
- 4-5 лет:
- 5-7 лет:
КАКИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого. Любая сюжетно-ролевая игра начинается с замысла. То есть я должен придумать, во что мне поиграть. Ребёнок не умеет, а родители? Если вы не знаете, как научить ребёнка играть, сами затрудняетесь (или нет времени) быстро придумать сюжет игры, обыграйте рассказы из детских книжек. I. Чтение рассказа. II. Анализ содержания. Игра «Что было потом» или пересказ по наводящим вопросам: Про кого рассказ. Сколько человек было в семье у Маши? Куда собралась семья? Куда хотел поехать папа? III. После беседы готовим атрибуты к игре. Рисуем «паспорт» (в детском саду можно провести как занятие). подсказки для вас:
Вам в помощь примерный список того, что можно подготовить для игры в «Магазин»:
Здравствуйте! Что вы хотите купить? – Я хочу купить картофель. Извините, картофеля нет. Но зато есть яблоки! — Мне 5 яблок, пожалуйста. С вас … рублей. 11. И все же как часто играть? Дети должны играть каждый день. 12. Как долго мне играть с ребенком? Игра может случиться всего на 5 минут, и больше внутри этого дня у вас не получится поиграть. Это нормальная ситуация. Если ваш ребенок играет дольше – прекрасно. Играйте до тех пор, пока ему не надоест. Если вы очень занятая мама, живете по плану, то сделайте следующее: выделите в своем графике, скажем, 15 минут, поставьте таймер на это время. Предупредите ребенка, что, когда «запикает» таймер, маме нужно будет идти по делам. Начинайте играть – у вас все получится! 13. Обязательно играть именно дома? Да, необязательно. Вы можете выносить ролевые игры на улицу. «Продавать» можно палочки, камешки, а листочки будут деньгами. Летом на асфальте можно мелом нарисовать «отделы», мелом же нарисовать кассовый аппарат и его цифры-кнопки. 14. Как мне понять, что игра приносит пользу моему ребенку и развивает его? На что смотреть, где высматривать прогресс? Итак, вы на верном пути, если:
Еще одна подсказка: вам может быть удобнее отслеживать «игровой прогресс», если вы заведете отдельный блокнот. Назовите его, например, так — «Наши игры». Фиксируйте в блокноте интересные идеи игр (найденные в интернете, услышанные от других мам), прогресс ребенка в речи, в памяти, в самостоятельных играх по мотивам ваших совместных игр. Вы также можете снимать видео ваших игр, потом показывать это видео близким и друзьям. Многим детям нравится смотреть на себя на видео. ВИДЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР: В зависимости от игрового замысла все игры можно поделить на условные категории:
Наша жизнь меняется, в связи с новыми условиями, появилась необходимость в организации более современных игр, которые я хочу вам предложить: Турагентство Цели: Познакомить детей с профессиями — директор туристической фирмы, менеджер по туризму, курьер, кассир, турист и т.д. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию. Примерные игровые действия: путевки, билеты, помочь советами; бронирование железнодорожных и авиабилетов, гостиниц, круизов, автомобилей в аренду; питания, экскурсии, развлечения; распространение рекламной литературы; оформление путевой документации; консультирование клиентов по различным вопросам: климат, обычаи, визовые требования и т.д. Предметно-игровая среда. Оборудование: фотографии; сувениры; карты городов; путевки; билеты. Банк, Гипермаркет Эссен, Телевидение, Модельное агентство, Редакция, Корпорация «Билайн», «МТС», «Мегафон», Дизайнерская студия Сколько времени нужно уделять игре? Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше. Роль родителей в игре Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая. Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты — пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию. В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, взрослых. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”
|