ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА |
Педагогика | |||
Автор: Каверина Ирина Николаевна | |||
14.03.2019 10:26 | |||
ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УДК 378. 14. 026. 9 И.Н. Каверина Россия, пгт. Колпна, МБДОУ ДС № 1 «Солнышко» В статье рассматривается факторы профессиональной деятельности педагога и структура профессионально-педагогической компетенции. Ключевые слова: профессионализм, компетенции, педагогические компетенции, педагогическое мастерство. EIGHT ASPECTS OF THE PROFESSIONAL TEACHER I. N. Kaverina. Russia, village. Kolpna, MBDOU DS № 1 " Sun» The article discusses the factors of professional activity of the teacher and the structure of professional and pedagogical competence.
Key words: professionalism, competence, pedagogical competence, pedagogical skill. "У учителей, как и у врачей, нет права на ошибку…» — отметил глава государства В.В. Путин на торжественной церемонии награждения всероссийского конкурса «Учитель года». На сегодняшний день тема качественного образования в России является одной из самых актуальных во внутренней политике государства, поэтому педагогическая профессия сейчас под пристальным вниманием со стороны Министерства Образования, научных деятелей и СМИ. Имеет ли педагог право на ошибку и есть ли те, кто не допускает оплошности в своей профессиональной деятельности? Педагог — профессионал реальность или выдумка? В данном случае термин «профессионализм» подразумевается как не высший уровень знаний, умений и результатов человека в определенной сфере деятельности, а как систему, в которой присутствует организация сознания, психология человека, состоящая из следующих факторов:
Профессионализм педагога – это совокупность характеристики личности педагога, владеющего им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся). Неотъемлемая составляющая педагога-профессионала – наличие профессиональных компетенций. Профессионально-педагогическая компетентность (далее ППК) – это свойство личности, основывающееся на эрудированности и авторитетности педагога, способствующее эффективно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности воспитанника. Понятие «компетентность» тесно связано с педагогической деятельностью и ППК – это способность педагога превращать свои знания и умения в средство формирования личности обучаемого. Следовательно, ППК — интреграция умений педагога структурировать научные и практические знания в целях более эффективного решения педагогических задач. Профессионально-компетентным является такая деятельность педагога, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности воспитанника. Педагога обладающего ППК можно представить в виде геометрической фигуры октаэдр, имеющего восемь граней, тесно связанных друг с другом. Каждая грань – одна из основных составляющих профессионально-педагогической компетентности. Грань первая: специально-педагогическая компетентность. Педагог-авторитет в определенной области науки или нескольких наук, содержащихся в учебном плане обучающихся. Специально-педагогическая компетентность предполагает не только обширные знания предмета и квалификацию, но и опыт деятельности в этой сфере, и знание способов решения творческих и технических задач. Грань вторая: научная компетентность. Педагог, как источник знаний, он не только обладает глубокими знаниями в определенной области науки, но и умеет применять свои знания в практической деятельности. Грань третья: научно-педагогическая компетентность. Глубоких знаний в теоретической и практической части науки для профессионально-компетентного педагога недостаточно, следующая грань ППК – научно-педагогическая компетентность – умение превращать научную деятельность в средство воспитательного воздействия на личность воспитанника. Грань четвертая: методическая компетентность. Методическая компетентность одна из самых важных составляющих ППК. В педагогической литературе много разных определений «методической компетентности», Н.В. Кузьмина (доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, основатель и президент Академии акмеологических наук) определяет этот вид компетенций, как владение педагогом различными формами и методами обучения, умение грамотно применять дидактические материалы в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения информации, знаний и умений в ходе обучения. В том числе и обучение методике преподавания в учебных учреждениях. Грань пятая: социально-психологическая компетентность. Педагог знает особенности процесса общения между педагогом и обучающимися и между учебными группами, с учетом своих знаний может найти эффективное решение поставленных задач, чтобы достигнуть необходимые педагогические результаты. Социально-психологическая компетентность может рассматриваться как интеграция нескольких компетенций – коммуникативной и социально-перцептивной. Грань шестая: дифференциально-психологическая компетентность. Педагог умеет определять индивидуальные особенности каждого обучаемого и, знает его сильные и слабые стороны, учитывает эмоциональное состояние людей, вследствие чего, может грамотно выстроить взаимоотношения с коллегами и учениками. Грань седьмая: аутопсихологическая компетентность. Педагог осведомлен о сильных и слабых сторон как в личности, так и в профессиональной деятельности, знает каким способом их усовершенствовать, как сформировать в себе новые качества и умения. Грань восьмая: общепедагогическая компетентность. Педагог осведомлен, что научный подход является неотъемлемой частью при организации учебного процесса, результатом этого могут быть технологии обучения и воспитания. Соединение восьми граней в конечном результате дает нам определенную геометрическую фигуру, так и интеграция всех вышеперечисленных компетенций может сформировать педагога профессионала. Возвращаясь к вопросу о том, есть ли у педагога право на ошибку — ответ неоднозначен, как человек, только начинающий путь в педагогическую деятельность, я считаю, что у нас нет права на ошибку, если ошибкой считать то, что исправить не возможно. Вы задаетесь вопросом «А кто не совершает ошибок?» — ответ прост, педагог профессионал в своей деятельности, обладающий необходимыми компетенциями, его же можно называть мастер педагогического дела, так как педагогическое мастерство неразрывно связано с профессионализмом и компетенцией Литература
|