Самодельные детские мини-энциклопедии, как средство развития познавательных интересов старших дошкольников в условиях детского сада. |
Педагогика | |||
Автор: Миронова Лилия Ридвановна | |||
13.03.2019 11:52 | |||
Самодельные детские мини-энциклопедии, как средство развития познавательных интересов старших дошкольников в условиях детского сада. Немного теории. Развитие познавательного интереса дошкольников – одна из самых актуальных задач современного дошкольного образования. Это обусловлено тем, что через познание детьми окружающей действительности идет развитие психики и формирование личности. К 5-6 годам познавательные интересы ребенка становятся настолько разносторонними, что мы, педагоги и родители, начинаем испытывать трудность в их удовлетворении. Одна из главных трудностей взрослых связана с тем, что мы не всегда владеем, в должной мере, той информацией, которой интересуются дети. Значимую помощь в решении данной проблемы может оказать детская литература познавательного содержания (детская энциклопедия). Её роль в развитии детей старшего дошкольного возраста очевидна. Встреча с интересной информацией об окружающем мире, изложенной в доступной форме может стать для дошкольника началом серьезного увлечения, первым толчком к серьезным размышлениям об окружающем мире.
А теперь к практике. Когда мои вчерашние малыши незаметно подросли, вопрос использования детских энциклопедий стал актуален и для меня. Вместе с родителями моих деток решили оборудовать в групповой мини-библиотеке полочку «Умных книг». Опять-таки, благодаря родителям, на этой полочке собралась приличная подборка детских энциклопедий. И мы с ребятами уже старшей группы с головой окунулись в их «изучение». Поначалу эти умные книги заинтересовали детей, они рассматривали их, просили прочитать, задавали много вопросов, но, потом интерес стал угасать. Немного позже я заметила, с каким трепетом дети относятся к собственным книжкам-малышкам, которые мы изготовили на занятии по ручному труду. В эти книжечки дети вклеили небольшие картинки, кто-то попросил написать несколько слов об объекте на картинке. Дети с явным удовольствием рассматривали их, показывали друг другу, родителям. Меня увлекла мысль: а что, если нам сделать свою групповую небольшую энциклопедию. Мы с ребятами сделали еще одну книжку, но уже не малышку, а побольше. Решили, что темой нашей книги станут домашние питомцы. Ребята стали активно искать подходящие картинки. К этому процессу подключили родителей. Картинки рисовали, распечатывали, вырезали, вклеивали в нашу энциклопедию. Потом в группе или дома с родителями дети составляли небольшие рассказы, взрослые записывали их и тоже вклеивали в книгу рядом с картинкой. Первая наша энциклопедия напоминала простенький леп-бук, но пользовалась огромным успехом среди детей. Самое интересное, что не только результат работы, но, и сам процесс создания такого рода энциклопедии оказался интересен детям. И мы с увлечением взялись за создание нашей второй мини-энциклопедии, которую назвали «Наши любимые игрушки». На следующем этапе, уже в подготовительной группе, мы усовершенствовали этот процесс. В нашей группе есть свой ноутбук, и вот в свободное время (обычно в плохую погоду или во второй половине дня) мы стали создавать книгу при помощи компьютера. Такой способ ещё больше захватил ребят. Вместе мы учились находить нужные картинки в поисковых системах, необходимую информацию, оформлять книгу в текстовом редакторе Word. Затем кто-то из родителей распечатывал книгу, и мы собирали страницы в файловую папку. Процесс создания групповой энциклопедией оказался чем-то вроде проектной деятельности, но в более упрощенном варианте. В течение учебного года мы успели сделать три мини-энциклопедии: «История создания часов», «Подводный мир» и «Семь чудес Хабаровского края». Самое интересное, что результат подобного рода совместной деятельности оказался гораздо выше намеченного. Ведь, первоначально моей целью было – пробудить в детях интерес к познавательной литературе. Так оно и вышло. Но, кроме того, дети получили первоначальные сведения о процессе книгопроизводства, приобрели элементарные навыки работы с компьютером. Но особенно важным считаю тот факт, что дети увидели компьютерную технику в новом свете: они поняли, что эта техника нужна не только для игр (а так считали почти все). Оказывается, это прекрасный помощник в любой работе. Предлагаю Вам ознакомиться с результатами наших трудов. Может быть кому-то они покажутся интересными и полезными для применения в работе. Может быть, кого-нибудь заинтересует сама идея организации такого рода совместной деятельности с детьми. Буду очень рада!
|