Технология проблемного обучения в ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Шехмаметьева Раися Шамилевна | |||
30.01.2019 01:32 | |||
Технология проблемного обучения в ДОУ Автор: Старший воспитатель ГБДОУ № 50 Петроградского района Санкт- Петербурга Шехмаметьева Р.Ш. Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому, стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия, чаще уже в готовом виде, самостоятельно подводя детей к предполагаемым ответам. Знания, полученные детьми в этом случае осмысленны, и практически всегда прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Но зачастую, выражается это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли в таком получении знаний инициатива самого ребенка, его фантазия, творчество, возможность применить знания из личного опыта, в поиске решения поставленной перед ним проблемы? Конечно нет, хотя основной задачей воспитания и обучения является не хорошее знание того или иного предмета, а формирование гармонично и всесторонне развитой, творческой личности. И одним из главных показателей такой личности являются мыслительные способности, развитые на высоком уровне.
Что же сделать для того, чтобы ребенок начал сам чувствовать потребность в получении приобретения новых знаний, начал думать и находить пути решения каких-либо поставленных перед ним задач? Безусловно, для такой самостоятельности мышления необходимо создать условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых знаний, способствовать его творческой инициативности и самостоятельности, условия для поиска пути решения определенных задач, которые в дальнейшем помогут ему приобрести необходимые знания. Одной из активных технологий обучения является проблемное обучение. Слайд №2. Проблемное обучение — это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Слайд №3. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога Джона Дьюи, в конце 19 века. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения в нашей стране активное участие принимали такие педагоги, как Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин. Слайд №4 Одним из современных ученых, занимающихся данной проблемой является Николай Евгеньевич Веракса — научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы». Слайд №5 Основные термины Проблемный вопрос. Это вопросы «почему?», «зачем»? Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа? Слайд №6 Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос. Проблемная задача №1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть». Слайд №7 Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:
Данный метод помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса, поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно.
Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку вопрос должен быть как настолько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ. Слайд №8 Слайд №9
Слайд №10 Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:
Рекомендации по стилю общения с детьми
Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни. Слайд № 11. Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «почему?» Задача педагога — не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице. Слайд №12. На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую — то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» — и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.
|