Рабочая программа Монтессори-педагога по программе дополнительного образования «Монтессори – педагогика» «Мама и малыш» |
Педагогика | |||
Автор: Мравян Оксана Юрьевна | |||
30.01.2019 02:42 | |||
Рабочая программа Монтессори-педагога по программе дополнительного образования «Монтессори – педагогика» «Мама и малыш» Преподаватель: Мравян Оксана Юрьевна Санкт-Петербург Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 Московского района Санкт-Петербурга» 1. Целевой раздел рабочей программы 1. 1. Пояснительная записка Цель — создание наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Задачи сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирование ценности здорового образа жизни;
Принципы и подходы к формированию рабочей программы — Принцип возрастной периодизации
Человек рождается на свет с уже организованной структурой впитывающего разума, который развивается опосредованно. В период от рождения до 3 лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, культуру, религию, отношение к нему людей, прежде всего родителей и близких. Он хочет трогать предметы, которые видит, и слышать, как называют их взрослые. Он хочет много и разнообразно двигаться. В период от 3 до 6 лет ребенок, является «строителем самого себя». Он хочет самостоятельно выбирать предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. В период от 6 до 9 лет ребенок становится «лаборантом-исследователем» окружающего мира. Происходит его ориентация на мир посредством собственной деятельности. С помощью воображения ребенок создает свою целостную картину мира. Это период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми. Ребенок готов к решению проблемных задач, способен сопоставлять, интегрировать и дифференцировать предметы и явления. Принцип сенситивных периодов от рождения до школы Сенситивные периоды роста — это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования; к восприятию того или иного объекта или субъекта, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса и в течение определенного небольшого периода времени. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. В то же время взрослым необходимо максимально учитывать момент сенситивных периодов и обеспечивать условия их успешного протекания. Выделяются пять основных сенситивных периодов детства. сенситивный период развития движений (от рождения до 6 лет). На первом году жизни ребенок пытается с помощью движений овладеть своим телом. Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, т. е. начало прямохождения. Начиная с 6 месяцев ребенок активно интересуется предметами и совершает разнообразные движения с ними: внутрь — наружу, тяни — толкай и др., постепенно овладевая все более тонкими движениями пальцев рук. Ближе к 6 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладение телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, особенно интенсивно напрягая мышцы. Сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет) 2–3 года: наивысшая точка расширения словарного запаса и освоение фразовой речи; 3–4 года: ребенок осваивает буквы как символы звуков; 4–4, 5 года: время спонтанного письма; 5–6 лет: ребенок читает без принуждения. сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет). Ребенок обладает всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет и даже в утробе матери, но, предоставив ему с первых дней жизни возможность дифференцировать и развивать ( «утончать») свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни». Сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 лет). Человека отличает от других живых существ использование руки как ведущего инструмента умственного развития. Рука — тонкий сложный орган, позволяющий разуму вступить в отношения с окружающим миром. Движения рук и развивающаяся речь ребенка тесно связаны между собой и являются «интеллектуальными». Пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребенка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук и приходится на возраст 2,5–4 года. Сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет) Природа взрастила в ребенке чувствительность к порядку, чтобы построить его внутренний разум. В раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, ориентируясь по его элементам, а в дальнейшем она завоевывает его целиком. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка. Ребенку необходимы:
сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет). Ребенка интересуют формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер во взаимоотношениях с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни в группе, внешним ритмом, который становится внутренней потребностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии. Принцип актуального и ближайшего развития Предметно-пространственная развивающая среда детского сада содержит множество дидактических материалов, упражнения с которыми имеют две цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т. е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель (не осознанная ребенком) работает на «зону его ближайшего развития» (термин Л. С. Выготского). Принцип свободной работы детей в предметно- пространственной развивающей среде Направленным действиям надо учиться. Л. С. Выготский считал, что обучение идет впереди развития. Материалы для работы представляют собой десятки предметов, несущих строго определенную функцию. Это материалы для освоения навыков жизненной практики, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи и письма, математического мышления. Все эти материалы помогают ребенку в освоении окружающего мира. Одним из важнейших свойств материалов с точки зрения современной психологии является их изоморфность. То есть структура каждого дидактического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка. Принцип разновозрастности детской группы В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, происходит ориентация на «зону его ближайшего развития». Когда ребенок вступает во взаимодействие с другими как старший, включается механизм «социального взросления». Известно, что дети всегда стремятся ощутить, подчеркнуть свою взрослость, выполняя роль старшего. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год — сильным, умным, справедливым. Со временем ребенок постепенно осваивает все сложные и направленные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела. Важным результатом общения и взаимодействия детей 3–6 лет является формирование таких значимых социальных качеств, как:
кто в ней нуждается;
Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы) Период от 3 до 7 (8) лет представляет собой время сознательного созидания себя. Важно предоставить детям возможность проявить инициативу в самостроительстве и исследовании окружающего мира. Наилучшим образом это происходит в специально подготовленной педагогами предметно-пространственной развивающей образовательной среде, где дети могут сами выбирать, чем им заняться, и учатся устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Это является важнейшим условием достижения целей и задач образовательной работы. В это время происходит приобретение навыков: коммуникативных (конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, владение устной речью как средством общения); двигательных (ходьба, бег, прыжки, лазанье, катание на самокате, санках, велосипеде, участие в спортивных играх); познавательно-исследовательских (исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними); навыков самообслуживания и заботы об окружающей среде; навыков восприятия художественного текста; навыков творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной) и навыков конструирования; навыков игровой деятельности. В дошкольном возрасте также происходит приобретение таких качеств, как: овладение основными культурными способами деятельности; инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности; умение выбирать род занятий, партнеров по совместной деятельности, способы деятельности; положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; формирование чувства собственного достоинства; взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; адекватное выражение своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умение разрешать конфликты; воображение, которое реализуется в разных видах деятельности; умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания; развитие физических качеств; способность к волевым усилиям; следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; любознательность, самостоятельность в объяснении разных явлений, хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания; развитие физических качеств; способность к волевым усилиям; следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; любознательность, самостоятельность в объяснении разных явлений. Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) -Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ);
от 13. 06. 1990 № 1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка».
Срок реализации рабочей программы 2017-2018 учебный год Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы программы -Целевым ориентиром освоения Программы является комплексная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в дошкольной образовательной организации. В образовании этот процесс называется определяющим термином «нормализация» и имеет специальное значение. «Нормальный» здесь не несет значений «типичный», «средний» и даже «обычный». Термины «нормальный» и «нормализация» используются для описания уникального процесса, в развитии ребенка. Интересная, свободно выбранная работа, которая имеет преимущество вызывать концентрацию, а не усталость, увеличивает энергию и умственные способности ребенка и ведет его к самопостроению… Можно уверенно сказать, что дети проявляют тренировку духа, ищут путь к самосовершенствованию и восхождению к внутренним высотам души» Е. М. Стэндинг перечисляет характеристики нормализации: любовь к порядку, любовь к работе, спонтанная концентрация, любовь к тишине и работе самостоятельно, принятие реальности, способность действовать, исходя из реального выбора, послушание, независимость, инициатива, спонтанная самодисциплина, жизнерадостность. Термин «нормализация» близок к термину «социализация», который используется современной педагогикой и психологией. В детском саду ребенок получает адекватный и максимально полный для своего возраста образ окружающего мира — природы, культуры и общества, образ самого себя и своего места в мире. Имея свободу движений и возможность проявлять двигательную активность в специально выделенном уголке/помещении группы/организации, постоянно соприкасаясь с водой, ежедневно пребывая на свежем воздухе, дети укрепляют свое здоровье и хорошо себя чувствуют. Дети, посещающие группу с первых дней, приучаются к самообслуживанию и, согласно возрасту, самостоятельно раздеваются/одеваются, совершают гигиенические процедуры, накрывают на стол, подметают пол, ухаживают за растениями, поддерживают порядок в групповой комнате. Они умеют налаживать отношения со сверстниками и взрослыми, обладают культурой поведения в группе, проявляют заботу об окружающей среде. К 7 (8) годам дети приобретают навык самостоятельной познавательной деятельности, умение делать выбор занятия и завершать начатое дело. Они любознательны и активны в исследовании окружающей жизни. Имеют желание учиться. Развитие интеллектуальных, эстетических и творческих способностей детей позволяет им наблюдать, анализировать, сравнивать различные объекты, группировать их по признакам. Большинство детей к 7 (8) годам осваивают первоначальное письмо и чтение, имеют элементарные математические представления; приобретают навыки работы с красками, кистью, карандашами, мелками; вырезают с помощью ножниц; выполняют различные аппликации, работают с бумагой, тканью, природным материалом. Развитие музыкальных способностей позволяет детям иметь к 6 годам навыки интонирования простых песен, ритмичных движений под музыку.
|