РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА |
Педагогика | |||
Автор: Исупова Анастасия Валерьевна, Соавтор: Литвинова Юлия Александровна | |||
12.01.2019 15:29 | |||
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ ПО «ШКАЛАМ ECERS-R», ЗА ПЕРИОД 2017-2018г, ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА На основании приказа департамента и науки Кемеровской области №1611 от 25. 08. 17 года «О проведении экспертизы качества образовательной деятельности в отдельных дошкольных образовательных организациях Кемеровской области», мы вошли в состав выборки для проведения лонгитюдного исследования для сбора первичных данных в рамках исследования качества дошкольного образования. Нам было известно, что исследование будет проходить на одной группе детей в течение 3 лет (средний, старший и подготовительный возраст). В начале августа 2017г. нас оповестили о прохождении экспертизы, а уже через месяц непосредственно выходил эксперт для проведения исследования и поэтому на подготовку к экспертизе у нас было не более месяца.
В результате подготовки и при изучении шкал мы столкнулись с рядом проблем:
В содержании подшкал достаточно четко прописано, чего и сколько должно находиться в группе, чтобы считаться достаточным количеством и в доступным для детей месте. Сколько книг, сколько кубиков, на сколько человек, достаточно ли защищено место для строительства от постороннего вмешательства? Например: количество кубиков должно быть достаточно для одновременного строительства сооружений тремя детьми. Наша группа была не достаточно оснащена количеством мягкого и жесткого инвентаря, игрового материала и дидактически-наглядных пособий. И поэтому мы вынуждены были пересмотреть среду и набрать насыщение для группы, и для этого мы обратились за помощью к другим группам нашего детского сада. Также в группе оказалось очень мало использование продуктов детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка и для решения данной проблемы в течение месяца мы совместно с детьми придумали, создали, и оформили правила нашей группы, создали осенний колорит, украсив группу осенней гирляндой (сделанную руками детей), а так же организовали выставку с осенними поделками из овощей и фруктов. Но ведь на самом деле мы стараемся избегать участия детей в оформлении пространства, нам хочется сделать все оформление эстетично, стационарно, а дети в этом случае становятся только потребителями, а не участниками своего пространства. Например, мы столкнулись с тем, что детям сложно удерживать в голове разные промежутки времени: год, месяц, неделю, день. У детей постоянно возникают вопросы: а когда у меня день рождения? А когда будет праздник? Мы запланировали сделать совместно с детьми: календарь на год с днями рождениями детей, календари каждого месяца, пособие для ориентирования в днях неделях. В соответствии с требованиями ФГОС к среде и шкалам мы пришли к выводу, что это оптимально решает нашу проблему. Общение взрослого и ребенка с целью познавательного интереса и развития. Например: ребенок приходит с новой машинкой, что обычно мы спрашиваем: Что бы вы спросили у ребенка? -Кто ее тебе купил? Какого она цвета, размера? Эти вопросы не вызывают ребенка на познавательную, речевую активность, а если обратить свое внимание и ориентироваться на требования, то мы должны перефразировать вопрос и приучить себя их задавать, сделать для себя их нормой в общении с ребенком. Например: — Как ты будешь в нее играть? Для чего она тебе? Из какого материала она сделана? (это именно те вопросы, которые вызывают познавательную речевую активность ребенка и провоцируют его на мыслительную деятельность) Проанализировав содержание шкал мной, как педагогам был сделан акцент на том, что мы даем детям готовую информацию и не даем им возможность для развития познавательной активности. Изменив отношение к данной проблеме, я поняла, что надо менять подход в общении с детьми. И для этого внесли в группу достаточное количество разнообразных материалов, позволяющих детям выбирать занятие по интересам, достаточное количество пособий и игрушек для познавательного развития (экспериментирования, математических заданий, материалов для изобразительной деятельности, лепки, песка и воды). Результаты, полученные после проведения первой работы эксперта в группе, оказались качественными и убедительными. Они показали нам наиболее сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы. Это позволило нам увидеть, что и в какой степени реализуется, и какое направление необходимо избрать для своего дальнейшего развития. Когда работал эксперт, то он заполнял опросники и листы протокола и на основании полученных результатов выводился профиль. Когда мы рассматриваем профиль на графике, то очень четко видно те моменты, которые западают в работе. И в дальнейшем проанализировав, мы поняли, что это именно так. Экспертиза действительно работает. Оценка эксперта позволила нам оценить образовательную среду наших групп, что в дальнейшем с подвигло принимать эффективные решения, корректировать свою дальнейшую работу, позволило педагогам оценивать качество собственной работы. А так же соответствовать стандарту педагога и шкалам экерс. Но у нас остались проблемы которые мы не смогли решить в полной мере: Материальное оснащение Наличием в группе уютных мягких уголков, мест для уединения К решению этой проблемы мы подошли так, что уютные уголки мы смогли создать при помощи мягких подушек, удобных пуфиков, а вот уголки уединения с правилами поведения мы создать не смогли, это объясняется тем что наши группы имеют малую квадратуру и общаясь с экспертом мы можем сказать, что не рекомендуется задействовать площадь спальни, приемной потому что там ребенок находится не в поле зрения педагога. После экспертизы мы начали работать по улучшению и изменению среды. Привлечение детей к оформлению, проектированию и созданию среды, а так же использование продуктов детской деятельности при оформлении игровых, учебных центров, позволило сделать среду более живой и активной. Внесение еженедельно в группу новых атрибутов, игр, пособий способствовало поддержанию интереса и активности у детей. Результатом данной работы стало: изменение среды ДОУ, выступление на семинаре – практикуму. Ко второму году исследования мы подошли более спокойно и осознано. Мы знали чего ждать и на какие моменты обратить внимание. Но, так же как и в прошлом году, мы столкнулись с рядом проблем: Привлечение родителей к исследованию, их участие, доступность к их электронной почте Психологическая готовность родителей в согласии на исследование И так же совершенно новым для нас в этом году была Диагностика. И решая выше обозначенные проблемы очень важно было донести до родителей, что будет диагностироваться не уровень развития детей, а качество образования дошкольного учреждения. Если в первый год от родителей требовалось только заполнить согласие, то во втором году они активно привлекались к процедуре исследования и были непосредственными участниками исследования. Со стороны родителей мы получили полное доверие, у нас возникло взаимопонимание, и со стороны родителей не было страха, они не побоялись что, кто то из детей (а у нас есть дети с тяжелыми нарушениями) покажет низкий уровень развития по сравнению с другими группами. В связи с тем, что провидение диагностики по временному отрезку очень велика, и мы не успевали проводить все задания с детьми, то родители охотно шли нам на встречу и проявляли активность: отменяли все свои запланированные кружки, занятия вне детского сада. На протяжении всей диагностики родители уделяли большое внимание своим детям, интересовались результатами своих детей. Некоторым родителям приходилось беседовать с детьми, так как они волновались и переживали. Несмотря на то, что мониторинг не предназначен для детей с ОВЗ и мы еще не получили результаты исследования, но исходя из наших наблюдений можно сказать, что дети порадовали, со многими заданиями справлялись хорошо и не испытывали особых трудностей. Но так же выявились и упущения в работе. Любой педагог, как правило, работает по какой то определенной схеме и мы из года в год обращаемся к одной и той же тематике обучения, а оценка шкал дала возможность увидеть пробелы в работе педагогического коллектива. В принципе диагностический материал для нас не является чем то новым. С педагогической диагностикой мы сталкивались в процессе всей нашей работы, но шкалы ее дают более комплексно и при ее изучении понимаешь, что есть разделы программы, которые реализуются слабее или даже забыты.
Наметить точки профессионального роста, повысить педагогическую компетентность в соответствии с требованиями профстандарта А значит реализовывать ФГОС ДО и качество образовательной деятельности. Все это становится, возможно, только при изменении педагогического сознания, которое является на наш взгляд ключевым
|