Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Карелина Яна Александровна | |||
31.12.2018 16:25 | |||
Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста Карелина Яна Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка г. Надыма» педагог — психолог Аннотация: Данная статья посвящена изучению значимости сюжетно-ролевых игр для развития детей дошкольного возраста. Проведенное исследование позволяет утверждать, что использование сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания в дошкольных учреждениях является необходимым для создания условий для полноценного эмоционального и психологического развития детей. Ключевые слова: дети, дошкольное учреждение, сюжетно-ролевые игры, развитие детей, игра, навыки, общение.
Игровая деятельность является одной из важнейших при формировании психологического и физического развития детей дошкольного возраста. Игра является наиболее близкой и доступной деятельностью детей. Она способствует развитию речи и необходимых физических навыков, эстетическому воспитанию, развитию навыков общения и высших психических функций детей. Сюжетно-ролевые игры дают возможность детям реализовать свои представления о воспроизводимых ситуациях, показать свое к ним отношение. Что дает возможность педагогу-психологу не только составить психологический портрет ребенка, но и разработать необходимый корректировочный план по работе с каждым дошкольником в отдельности. В зависимости от используемых ситуаций, сюжетно-ролевые игры можно условно разделить на три вида (рис. 1): Рисунок 1 – Сюжеты ролевых игр Между игрой и развитием ребенка-дошкольника существует двусторонняя связь: с одной стороны, ребенок развивается и активизируется в игре, начинает проявлять свои скрытые качества, способности и таланты, с другой стороны – сама игра развивается под влияние участвующих в ней детей. Сюжетно-ролевые игры способствуют как развитию речи в целом, что обусловлено естественной потребностью в выражении своих чувств и эмоций посредством речи при разыгрывании различных ситуаций, так и стимуляции умственных способностей для возможности развития (продолжения) игры. Для максимального эффекта от проведения сюжетно-ролевых игр необходимо придерживаться определенного алгоритма их планирования (рис. 2). Рисунок 2 – Алгоритм планирования сюжетно-ролевых игр Наблюдая за поведением детей в процессе игры, можно отметить нехватку умений и навыков ребенка в желании включиться во взрослую жизнь и моделировании взаимоотношений, согласно правилам сюжетно-ролевой игры. Ввиду чего мной сделан особый акцент в создании условий для развития именно подобных навыков у детей дошкольного возраста. Как и в любой работе, проводимой в дошкольном учреждении, необходимо придерживаться четкого плана с момента обнаружения противоречия до момента определения результативности. Условно данный план можно разделить 5 этапов (рисунок 3). Рисунок 3 – Этапы проведения сюжетно-ролевых игр При формировании игровых умений через сюжетно-ролевую игру перед педагогом-психологом стоят определнные задачи, представленные на рисунке 4. Игра является одним из основных рыгачов, с помощью которого возможно создание необходимые условия для развития творческих способностей в частности, и всестороннего развития ребенка в целом. Вместе с тем, чтобы сюжетно-ролева игра была привлекательна и интересна для ребенка и стимулировала его к проявлению творчества в различных его видах, необходимо создание следующих условий:
Рисунок 4 – Задачи педагога-психолога при формировании игровых умений у детей-дошкольников Немаловажным при реализации поставленных задач является организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения игровых умений будет происходить наиболее легко, а следовательно и наиболее эффективно. Для воспитанников нашего ДОУ, с учетом всех возрастных категорий, организованы различные игровые зоны: книжные, где дети рассматривают иллюстрации и знакомятся с произведениями художественной литературы; театрализованные, где дети проникают в образ героя; зона ряжанья, где детьми используются различные реквизиты и костюмы; различные реквизиты для спальни, столовой, магазина и многое другое, для игр детей в сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др.; зоны со строительным материалом и различными игрушками; природная зона; зоны эксперементирования; физкультурная зона; подобраны настольно — печатные и дидактические игры; имеются картотеки сюжетно-ролевых игр для всех возрастных категорий детей; картотеки пословиц, поговорок, загадок, потешек, песен; подобраны различные музыкальные произведения; мультипликационные фильмы. В ДОУ, благодаря высококвалифицированным сотрудникам, постоянно поддерживается организация предметно-развивающей среды таким образом, чтобы наши воспитанники могли проявлять свою игровую активность и самостоятельность. Грамотно организованная предметно-игровая среда является в свою очередь достаточно сильным средством воздействия педагогов на игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и способности использовать полученные умения и навыки в жизненных ситуациях. В процессе проводимой работы наблюдается, что у детей повышается уровень формирования игровой деятельности и интереса к окружающему миру, последовали положительные изменения по всем параметрам развития игровых умений и навыков. Вовлечения детей непосредственно в придумывание сюжета ролевой игры также является мощным рычагом воздействия. Это дает не только возможность проявить фантазию детей, но и так же развивает их способность к речевому изложению своих мыслей, правильному построению фраз, конструктивному диалогу (обсуждение с педагогом моментов игры). Кроме того, подобная деятельность способствует развитию симпатии и уважения детей к педагогу, что является немаловажным в процессе обучения дошкольников. Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются неотъемлемым, имеющим безусловно положительный эффект, процессом в воспитании детей-дошкольников. Благодаря таковым играм у детей развиваются различные интересы, проявляются индивидуальные особенности, улучшаются способности к построению межличностных отношений, как со сверстниками, так и с взрослыми. Библиографический список:
|