Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка» |
Педагогика | |||
Автор: Трошина Светлана Николаевна | |||
31.12.2018 15:00 | |||
Семинар – практикум «Значение игрушки в жизни ребёнка» В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игрушек и игр ребёнка с ними определяют очень многое. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игрушки должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка. Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.
Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью — визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) — продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства. Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе? На этот вопрос важно найти ответ всем родителям, для блага своих детей. Цель: формировать знания родителей о значении игрушки, ее роли в игре ребенка и целесообразном педагогическом подборе игрушек. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Форма – проведение: семинар – практикум Участники: Родители воспитанников среднего дошкольного возраста. Ожидаемые результаты семинара-практикума:
Предварительная работа:
Оборудование: экран, проектор, столы, стулья, фломастеры, три ватмана, бэйджики с именами участников, три бэйджика с надписью «Хозяин стола», чашки, блюдца с угощением, билеты трёх цветов — жёлтого, зелёного, голубого цвета. Оформление помещения: Помещение разделено на три зоны:
Ход семинара-практикума Соц. педагог: При встрече участники получают билеты, на которых написана одна из эмоций (радость, восхищение, удивление, безразличие, испуг, злость, обида) В начале диспута участникам предлагаем упражнение "Фраза по кругу". Участники встают в круг, они должны произнести фразу: «Мне купили игрушку» с эмоцией указанной в билете (участники выполняют задание) Вывод: Вот так же совершенно с разными эмоциями, воспринимают дети новые игрушки. Имеет ли значение игрушка в жизни ребёнка? На этот вопрос мы постараемся найти ответ на нашем семинаре. Приглашаю вас в «Зал обсуждения» /Родители проходят в 1 зону и садятся напротив экрана/ Соц. педагог: Уважаемые родители! В жизни ребенка-дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра детей неотделима от игрушек. Соц. педагог: Что такое игрушка? /ответы родителей/ Вывод: Игрушка — это специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. В жизни ребенка игрушка имеет большое значение. Известный педагог Е.А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать». А.С. Макаренко считал игрушку «материальной основой» игры, необходимой для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Соц. педагог: Игрушка является спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, и способствует развитию…? Продолжите предложение /ответы родителей/ Вывод: Игрушка способствует физическому, умственному, эстетическому, нравственному развитию и трудолюбию Соц. педагог: Правильно подобранные для игры игрушки способствуют всестороннему развитию личности ребенка и остаются в памяти на долгие годы, а вот все ли игрушки приносят пользу? На этот вопрос мы постараемся найти ответ. И не что так не располагает к беседе как вкусный, ароматный чай. Соц. педагог: Уважаемые родители, приглашаю вас в кафе, в соответствии с цветом ваших билетов займите место за столиком /родители садятся за столы, наливают чай/ Соц. педагог: Уважаемые, родители, приятного чаепития. За столом выберите «хозяина стола» (ему прикрепляют бейджик «хозяин стола»). Каждой группе будет предложена тема для обсуждения. Приглашаю подойти «хозяев стола» и выбрать карточку /»хозяева стола» выбирают карточку, на которой написаны темы для обсуждения/ Задание: Обратите внимание, на столах лежит бумажная скатерть, которая разделена на три сектора в центре — нарисован круг. Карточку с вопросом положите в центр круга. За каждым столом гости вместе с «хозяином стола» в течение 7 минут обсуждают тему, и свои высказывания записывают в один из секторов. По истечении 7 минут гости прощаются с «хозяином стола», берут свои чашки с чаем и по часовой стрелке переходят ко второму столу, и начинаю обсуждение по другому вопросу, свои высказывания записывают уже во второй сектор, далее к третьему и возвращаются к своему столу. Так на каждой скатерти, каждая группа участников, в своём секторе запишет свои высказывания на предложенный вопрос. Не стесняемся, дружно пьём чай, угощаемся и совместно ищем ответы на волнующие нас вопросы. Родители начинают обсуждение за столами темы: «Какие виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре?» «На что необходимо опираться в подборе игрушки для ребёнка?» «Участие взрослых в играх детей» Социальный педагог подходит к каждому группе участников и наводящими вопросами помогает найти ответ. Соц. педагог: Время для обсуждения истекло. Предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю вас в круг игра «Я положил в мешок…» Цель: познакомить родителей с игрой, направленной на развитие памяти, обогащение словаря ребенка. Участники образуют круг. Перед ними на столе разложены мелкие предметы (кубик, муляж яблока, машинка, мячик, пупс, пазлы, лото). Каждый берет предмет и опускает его в мешок, сопровождая словами: «Я положил в мешок…» и называет предмет, который у него в руках, передаёт мешочек следующему участнику. Следующий игрок говорит: «В мешке лежит (называет предмет, который положил предыдущий участник), а я кладу… (называет свой предмет)» с каждым участником игры цепочка слов удлиняется. Вывод: Как вы видите можно объединить разные игрушки и играть с ними очень весело и не забывайте, что каждая предложенная игра ребёнка чему – то учит, что – то воспитывает. Соц. педагог: Обсуждение за столами закончилось, прошу «хозяев столов» взять скатерти. Приглашаю всех участников перейти из «Кафе» в «Зал обсуждения» Соц. педагог: предлагаю поочереди «хозяевам столов» представить презентацию своих тем обсуждения / «Хозяева стола» поочереди представляют презентации / Первая тема для обсуждения: «Какие виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре?» Выступление «Хозяина стола» Вывод: Самостоятельная игра ребенка — дошкольника во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, т. е. предметно-игровую среду. Правильный подбор игрушек — серьезное дело. Какие же виды игрушек должны быть у ребенка, чтобы помочь ему развиваться, активно проявлять себя в игре? Вторая тема для обсуждения «На что необходимо опираться в подборе игрушки для ребёнка?» Выступление «Хозяина стола» При подборе игрушек необходимо учитывать определенные требования Вывод: Чтобы игрушки не только доставляли удовольствие, а и помогали развиваться, необходим педагогически грамотный подбор игрушек. Учите детей играть, использовать предметы- заместители, воображаемые предметы. Третья тема для обсуждения «Участие взрослых в играх детей» Выступление «Хозяина стола» Многие из вас сталкивались с тем, что подчас у ребенка имеются разные виды игрушек, но он не играет с ними? Вывод: Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу. Соц. педагог: Уважаемые родители, я благодарю вас за активное обсуждение очень важной темы «Значение игрушки в жизни ребёнка» Заключение: Игрушка — способ детского развития, его атрибут и условие. Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие — способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки — дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребенка? «Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек. А совместные игры родителей и детей не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Взрослым игры с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер складывающейся личности дошкольника. Сплотить и объединить их в совместной игровой деятельности. А на память о нашей встрече я дарю вам памятку для родителей «Игрушка в жизни моего ребёнка» Соц. педагог: Рефлексия «Мое участие в семинаре» Цель: конкретизировать, уточнить и обобщить знания родителей, полученные в результате проведения семинара-практикума. В конце нашей встречи приглашаем вас на выставку рисунков и игрушек «Моя любимая игрушка», при входе на выставку получите жетон и инструкцию к нему. Обратите внимание, в центре стола стоит игрушка с игрушечными вёдрышками. Вам необходимо в соответствии с инструкцией положить свой жетон в одно из вёдрышек. Благодарю за внимание! До свидания! До новых встреч! Соц. педагог: По истечении двух недель было проведено анкетирование «Игрушка в жизни ребёнка», родителе — участников семинара. Результаты анкетирования Вывод: Работу необходимо продолжать и вести пропаганду «полезных игрушек», проводить индивидуальную и групповую работу с родителями, для формирования осознанного понимания значения игрушек и совместных игр родителей с детьми, способствующих развитии личности ребёнка. Запланировано провести цикл мероприятий для родителей и детей «Игры для взрослых и детей» Список использованной литературы:
Упражнение «Фраза по кругу» Участники встают в круг, они должны произнести фразу: «Мне купили игрушку» с интонацией указанной в билете (участники выполняю задание) Работа за столами Зал обсуждения Родители — «хозяева столов» представляют презентацию по решению предложенного им вопроса
|