Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интеграция психолого-педагогических технологий в развитии сотрудничества дошкольников со сверстниками
Педагогика
Автор: Киренкова Ольга Леонидовна   
08.11.2018 16:01

Интеграция психолого-педагогических технологий в развитии сотрудничества дошкольников со сверстникамиИнтеграция психолого-педагогических технологий в развитии сотрудничества дошкольников со сверстниками

Киренкова О.Л., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 121», г. Череповец

Задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники, способные строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания.

В исследованиях К.Н. Поливановой, А.Г. Рузского, Л.С. Римашевской, Т.В. Сенько, А.Д. Кошелева, Е.О. Смирновой, Т.А. Репиной, В.Г. Утробиной подчеркивается мысль о том, что для полноценного развития дошкольникам необходимы содержательные контакты со сверстниками.

 

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество.

Именно сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт развивающейся личности. Сотрудничество необходимо для формирования способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров; обладать инициативностью, готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия [2].

Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе (Т. И. Бабаева, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов, Е.В. Субботский и др.).

По мнению исследователей, своеобразие образовательного процесса в детском саду, разнообразное содержание совместной деятельности педагогов и детей, возможность интеграции разных видов детской деятельности открывают большие перспективы для накопления детьми опыта сотрудничества со сверстниками в процессе решения совместных задач.

Формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками – сложный процесс, предполагающий согласованность профессиональных усилий всех его субъектов и, прежде всего, воспитателей и педагога-психолога, которые обладают определенным арсеналом средств социально-коммуникативного развития дошкольников.

Понятие «интеграция» прочно закрепилось в педагогической теории и практике в качестве дидактического принципа (В. С. Безрукова, О.Г. Гилязова, Н.С. Сердюкова и др.). Применительно к дошкольному образованию говорят о предметной интеграции (интеграция образовательных областей) и деятельностной интеграции (интеграция разных видов детской деятельности вокруг игровой деятельности). Однако интеграция как процесс целостного объединения технологий изучена не достаточно как в теоретическом, так и в методическом плане.

Интеграция в нашем понимании рассматривается с точки зрения объединения педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие навыков сотрудничества у дошкольников средствами психолого-педагогической деятельности.

Педагогическая технология — это набор технологических процедур, обеспечивающих совместную деятельность педагога и дошкольника с ориентацией на достижение планируемого результата. Анализ современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе ДОУ, показал, что эффективным средством развития сотрудничества у детей дошкольного возраста является проектная технология.

Сущностные характеристики проектной технологии (принятие общей цели, совместное переживание мотивов, согласование действий в совместно-разделенной деятельности, разделение ответственности за полученный общий результат) позволяют рассматривать проектирование как средство развития у дошкольников навыков сотрудничества [2].

Наш опыт использования проектной технологии позволяет судить о том, что работа над проектом способствует овладению дошкольниками всеми компонентами конструктивного сотрудничества: общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Однако динамика развития навыков сотрудничества опосредована индивидуальными особенностями детей. И здесь важно использовать совокупность методов и приёмов, направленных на изучение и формирование действенно-практической сферы личности в направлении реализации ее природных потенциалов, что составляет суть психологической технологии.

По определению И.А. Баевой, психологическая технология — это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия, направленных на развитие личности и приобретение ею определенных психологических умений [2]. В системе работы детского сада по развитию сотрудничества дошкольников педагогу-психологу принадлежит диагностическая и коррекционно-развивающая функция, которые заключаются в том, что специалист диагностирует уровень социально-коммуникативного развития воспитанников и проводит работу с детьми с низким уровнем сотрудничества, реконструируя средствами игровой коррекции модель поведения ребенка во взаимодействии со сверстниками.

Таким образом, интеграция психолого-педагогических технологий будет способствовать эффективному развитию сотрудничества детей дошкольного возраста со сверстниками при реализации следующих условий:

  • совместная разработка педагогом-психологом и воспитателями группы комплексной программы развития сотрудничества, основанной на интеграции педагогических и психологических технологий, исходя из уровня развития у детей навыков сотрудничества
  • проведение на мониторинговой основе психолого-педагогической диагностики динамики развития навыков сотрудничества у дошкольников в процессе реализации программы.

Литература

  1. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006.
  2. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. М., 2007.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год