Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка». |
Педагогика | |||
Автор: Азаматова Дильшат Мирхатовна | |||
01.11.2018 23:07 | |||
Творчески отчет на тему: «Проектная деятельность: «Развитие свободной творческой личности ребенка». Подготовила: Воспитатель Азаматова Д.М. г. Учалы Образовательно-воспитательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Таким образом, интегрированный метод обучения является своего рода инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование методических проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях. Актуальность темы: «Проектная деятельность: развитие свободной творческой личности ребенка» в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников. У него формируются активность и самостоятельность. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. Цель работы: Развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности. В рамках данной темы выдвинуты следующие задачи:
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Так что же такое проектирование? Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ребенка, сообразуясь с его личным интересом. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели; это метод педагогического организованного освоения ребенком окружающей среды. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Особенностью проектной деятельности является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители. Достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, увлечения ребенка при выполнении поставленной цели. В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок-взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево — игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Выделяют четыре основных вида проектной деятельности. 1. Исследовательская проектная деятельность: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации. Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и Способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей) в сферу его интересов. 2. Нормативная проектная деятельность: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы). Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются воспитателем, который должен четко понимать необходимости введения той или иной формы. 3. Творческая проектная деятельность: оформление результата в виде праздника, детского дизайна. В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще всего осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. 4. Ролево-игровые проекты: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Основные этапы метода проектов:
-К кому обратиться за помощью (взрослому). - В каких источниках можно найти информацию. Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование). 3. Выполнение проекта — практическая часть. 4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов. Проекты классифицируются: А) По составу участников; Б) по целевой установке; В) по тематике; Г) по срокам реализации. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
|