Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»
Педагогика
Автор: Подольская Ольга Алексеевна   
31.08.2022 09:16

Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»Эссе на тему «Противоречия в теории и практике современной науки»

Подольская О.А. старший воспитатель МБДОУ №3 "Тополѐк" ст. Фастовецкой

Противоречия в теории и практике современной науки возникли в период с 1950 по 2000 года и определялись не только наукой, но и педагогической практикой.

Еще в эпоху Возрождения религия отошла на задний план, уступив место науке. Именно тогда ведущую позицию в мировоззрении человечества заняли ученые. На протяжении нескольких веков их авторитет был ведущим в различных профессиональных областях деятельности человека. Так называемым "Центром развития общества" являлись научные знания, а производство этих знаний – основным видом производства, определяющем возможности остальных видов и материального, и духовного производства.

 

С 1960 года после создания лазера наука стала постепенно переходить на техническое совершенствование практики и переключилась на развитие технологий. Если этот процесс рассмотреть на примере компьютерной техники и компьютерных технологий, то с точки зрения научности современный компьютер ни чем принципиально не отличается от компьютеров середины XX века (как их тогда называли ЭВМ — электронно-вычислительных машин).

Конечно, изменился внешний вид (значительно уменьшились размеры), выросла память (возможность сохранять информацию в кбайтах и мбайтах), возросла скорость выполнения операций и многое другое, что привело к стремительному развитию в области современных компьютерных технологий.

Из этого примера следует, что наука как бы в большей степени переключилась на непосредственное обслуживание практики.

На рубеже ХIХ и ХХ веков известный датский физик-теоретик Нильс Бор в результате новых открытий в физике когда выяснилось, что исследователь, изучая объект, вносит в него, в том числе посредством применяемого прибора, определенные изменения сформулировал так называемый "принцип дополнительности". Применительно к физике, это означало, что получение экспериментальных данных об одних физических величинах неизменно связано с изменением данных о других величинах, дополнительных к первым.

До этого момента классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, исключающих влияние деятельности исследователя и используемых им средств на оценку знания как абсолютно достоверного.

Принцип дополнительности существенно повернул весь строй науки.

Субъектная деятельность исследователя включенная в контекст науки привела к изменению понимания самого предмета знания, который допускал правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область.

Значительная часть проводимых в настоящее время исследований в прикладных областях отведена разработке оптимальных ситуативных моделей организации производственных и финансовых структур, образовательных организаций и т.д., актуальных в настоящее время, как говорится "здесь и сейчас". Но стоит измениться условиям и эти модели будут никому не нужны.

До середины XX века в относительно стабильный образ жизни врачи, педагоги и другие практические работники ждали когда ученые и технологи разработают, апробируют в экспериментальной деятельности, а затем представят к массовому внедрению новые технологии и рекомендации. В настоящее время такая схема не приемлема, так как за это время ситуация в каждой конкретной области может изменится коренным образом. Двигаясь в ногу с наукой, владея теоретическими знаниями и практическими умениями, практические работники стали самостоятельно создавать авторские модели, технологии, методики и программы, которые стали ведущей формой организации деятельности.

Для грамотной реализации новых технологий, методик, программ, проектов и т.п. практическим работникам недоставало научных знаний и навыков научной деятельности. Именно в этот момент и возникло стремление практических работников различных областей к научным исследованиям – как общемировая тенденция. Наличие ученой степени стало показателем уровня профессиональной квалификации специалиста. Аспирантура и докторантура стали очередными ступенями образования.

Исходя их этих рассуждений, можно сделать вывод, что в современных условиях наука и практика стали стремительно сближаться.

В то же время в организации научной и практической деятельности есть, и существенные различия. Одним из таких различий является обстоятельство того, что новое научное знание появиться лишь в результате деятельности, в результате реализации проекта. В этом и заключается парадокс: для того, чтобы организовать научно-исследовательский проект, необходимо иметь конечную цель как нормативно заданный результат реализации проекта. Но в таком виде в научном исследовании цель нормативно задана быть не может.

В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, неконкретно, в глаголах, так сказать, несовершенной формы: исследовать, определить, сформулировать и т.д. В практической деятельности так же не даются конкретные и определенные представления о результате реализации того или иного проекта. Вместе с тем требования к результату всегда таковы, что приближают его хотя бы к такому уровню определенности, при котором уже можно принимать решение о реализуемости и новизне проекта.

Развитие научного потенциала общественной практики, квалификационный рост профессиональных кадров – это весьма позитивная тенденция, нуждающаяся в поддержке. Но в то ж время она может иметь для научных работников негативные тенденции. Ведь огромное количество разработок практических работников нуждаются в грамотной систематизации, теоретическом осмыслении и обобщении, чтобы стать теоретической частью конкретной науки, а ученые, занятые созданием так называемых "новых направлений" просто занимаются их новой трактовкой.

Приведу пример из своей практики: ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования) определил игру — как ведущий вид детской деятельности, исключил проведение фронтальных занятий с детьми, дав такие определения как "совместная деятельность педагога с детьми", "самостоятельная деятельность детей", "игровая образовательная ситуация". Но ведь еще в советской педагогике при организации любого вида деятельности использовался так называемый "сюрпризный момент", представляющий собой ни что иное как игровое действие.

Раньше ученые и практические работники находились обособленно друг от друга: первые выдавали нормы, правила и эталоны, вторые покорно ждали этого и добросовестно принимали к действию.

На сегодняшний день ситуация совершенно изменилась, так как большинство практических работников, защитив свои диссертации, продолжаю свою практическую деятельность. И в такой ситуации ученым, для сохранения своего статус и статуса науки в целом необходимо подняться на более высокий теоретический уровень, на который большинство профессиональных ученых не способны.

В этом и заключаются серьезные проблемы как для науки, для сообщества ученых.

Подводя итог, можно сказать, что роль науки в современном обществе изменилась кардинальным образом. И в дальнейшем этот факт будет оказывать существенное влияние на политику, экономику, культуру, социальную сферу и образование.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год