Консультация для педагогов ДОУ «Этическая беседа – как форма обучения и воспитания дошкольников» |
Педагогика | |||
Автор: Писарева Людмила Викторовна | |||
26.10.2018 05:08 | |||
Консультация для педагогов ДОУ «Этическая беседа – как форма обучения и воспитания дошкольников» Воспитатель: Писарева Л.В. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА») Одной из форм обучения и воспитание дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного воспитания. Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.
По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог; организуя этическую беседу. Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли. Положительное отношение детей к беседе достигает за счет:
Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей. Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности. Появляется опасность формализации данного вида работы. Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценки эффективности беседы, является активность детей. Их желание высказаться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми. На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т.д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации. Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений. Которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в вид образов, представлений о плохом и хорошем. Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывание детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе. беседы. В беседе обсуждаемом фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка. По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения. Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладеть своими желаниями ( «Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т. д. Но все эти факты не основания, чтобы отрицать значимость «словесного воспитания». Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения. В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:
Эти задачи берутся на вооружение воспитателя в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит пере ним педагог. Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста. Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20минут, с детьми 6-7 лет- 30-35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным. ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма. игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора. Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы. К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в поступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями:
Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по систематизации и углублению.
|