Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС
Педагогика
Автор: Глухих Марина Николаевна   
08.01.2017 01:31

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОСОсобенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС

Сегодня все больше и больше говорят о развитии творческих способностей ребенка. Сейчас мало знать, надо уметь использовать знания в различных ситуациях, а для этого необходимы творческие способности. К счастью, эти способности не врожденный дар, а очень полезное и крайне необходимое приобретение. И развивать творческие способности надо с детства.

 

В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творческих способностей (креативности): «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение творчества применимо и в отношении детей дошкольного возраста. Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, нежели получаемый конечный результат их деятельности.

Если сказать коротко, то творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. Хорошо развитое воображение, которое проявляется в работе, в поведении человека, позволяет делать открытия и изобретения, создавать шедевры в различных областях искусства.

Что же надо, чтобы творческие способности ребенка развивались и позволили ребенку стать гармоничным и развитым человеком?

Для развития творческих способностей необходимо, чтобы ребенок получил возможность заниматься разными видами деятельности: рисование, спорт, музыка, пение, чтение книг и придумывание сказок, театральные постановки, игра на музыкальных инструментах, конструирование – все эти занятия позволяют ребенку найти себя и развить свои творческие способности. Но не только это.

Все мы знаем, что наш мозг работает неравномерно. Способности ребенка во многом зависят от того, какое полушарие мозга наиболее развито. У правшей преобладает левое полушарие мозга. Такой человек хорошо оперирует символами, у него развито логическое мышление, ему легко доступны абстрактные понятия, хорошо рассуждает и легко справляется с точными науками. У левшей же, наоборот, очень хорошо развито правое полушарие, которое воспринимает мир целиком через чувства, эмоции и образы. У них хорошо развиты способности к танцам, музыке, рисованию.

К счастью, мы можем развивать полушария мозга и за счет этого повышать потенциал детей дошкольного возраста. Развивая полушарие, которое неактивно, мы расширяем возможности ребенка, развиваем его способности сразу во всех направлениях. Причем, развивать и синхронизировать полушария мозга можно в любом возрасте. К слову, упражнения для синхронизации полушарий носят игровой характер и часто они очень забавные. Дети воспринимают их как веселую игру.

Если мы подключаем в работу нерабочую руку ребенка, то уже включаем второе полушарие мозга. Если мы будем хотя бы иногда проделывать это, то со временем рука привыкнет и станет работать лучше. А это значит, что второе полушарие мозга активизировалось и включило дополнительные ресурсы. Если мы будем чаще использовать «нерабочую руку» в различных ситуациях, то будем таким образом развивать творческие возможности ребенка.

Такие упражнения не только активизируют нерабочее полушарие мозга и синхронизируют работу обоих полушарий, но и активизируют внимание ребенка, развивают его творческие способности.

Творческие способности выражаются в умении находить особый взгляд на что-то привычное и повседневное. Обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования творчески активной личности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. В дошкольном образовательном учреждении творчество развивается через различные виды деятельности ребенка, такие как: игровая, коммуникативная, продуктивная и другие.

ФГОС уделяет огромное значение на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческого потенциала.

Разнообразность методов продиктована многогранностью процесса усвоения системы знаний, овладением основами наук, в которые входит в первую очередь игра, являясь одновременно и ведущим видом деятельности данного возраста. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-экспериментирования, игры-забавы и т.п. – все они направлены на формирование творческого потенциала дошкольника. Но формирование творческих способностей будет достигнуто лишь при соблюдении определённых условий: раннее начало творческого развития, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, создание благоприятной развивающей среды в детском саду, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности и других.

В детских садах складывается практика по применению робототехники, образовательных конструкторов в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности дошкольников, что, на наш взгляд, позволяет наиболее эффективно развивать творческий потенциал дошкольников.

Есть много различных упражнений для синхронизации полушарий мозга и развития творческих способностей, лего-конструирование одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год