Из опыта работы «Особенности организации праздников и развлечений в разновозрастной группе в ДОО» |
Педагогика | |||
Автор: Шишкова Елена Геннадьевна, Аникина Галина Иннокентьевна | |||
24.09.2018 03:58 | |||
Из опыта работы «Особенности организации праздников и развлечений в разновозрастной группе в ДОО»
С 2016 года в МДОУ № 102 функционирует разновозрастная группа, которую посещают дети в возрасте от 3 до 7 лет. На наш взгляд, одним из преимуществ разновозрастного принципа организации группы является:
Перечисленные нами преимущества разновозрастной группы, позволяют решить задачи, поставленные во ФГОС ДО.
Однако в части решения задач по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей у нас возник ряд трудностей:
Преодоление обозначенных трудностей мы хотим показать на примере организации культурно-досуговой деятельности в форме праздников и развлечений. В соответствии с основной образовательной программой, комплексно-тематическим планированием нами реализуется перечень праздников и развлечений на текущий учебный год. (приложение 1.) Реализацию мероприятий мы осуществляем в различных подходах, которые позволяют, на наш взгляд, преодолеть обозначенные выше трудности и достичь поставленных задач во ФГОС ДО:
Обратимся к каждому подходу более подробно: Разработка и организация праздников и развлечений с отдельными тематическими блоками для каждой возрастной категории (на примере развлечения «Что у Осени в корзинке?»). При составлении сценария развлечения мы были озадачены вопросом том, как безопасно организовать совместные подвижные игры, танцы в группе детей, где есть малыши 3-4 лет, а также дети 5-7 лет. Поэтому в сценарий мы включили игры и танцы отдельно для каждого возраста детей группы: для старших – «Танец с листьями», для младших – «Танец с ежиком». В ходе проведения развлечения все дети проявили желание участвовать в подвижной игре и танце. Цели и задачи, запланированные в ходе развлечения были достигнуты, удалось избежать ситуаций столкновений детей в процессе подвижной игры, а также старшие дети проявили интерес к танцу младших детей. С удовольствием в нем приняли участие. Слайд с видео Проанализировав мероприятие, мы пришли к выводу, что возможно, в ходе праздника или развлечения организовывать совместную деятельность для детей разного возраста и нет необходимости разделять виды деятельности (например: отдельно танец для маленьких, танец для больших). Разработка и организация праздников и развлечений с полным включением родителей, не в роли зрителей, а в качестве равноправных участников (на примере праздника, освященного «Дню матери»). При организации данного праздника была предпринята попытка не только организовать совместную деятельность ребят разного возраста, но и полное включение родителей как участников мероприятия. Особенность этого мероприятия заключалась в том, это первый праздник, в котором участвовали родители вновь поступивших детей (адаптационный период). Во время праздника родители размещены были в зале не как зрители, а как участники на стульчиках рядом с детьми, в этом случае мы преследовали основную цель – создание комфортных условий для детей 3-4 лет. В ходе праздника родители:
В результате мероприятия мы увидели, что родители с удовольствием включаются в такую форму организации, праздник прошел эмоционально, трогательно. Младшие дети продемонстрировали уверенное поведение в ходе представления мам, не растерялись, не плакали, не тревожились, не забывали слова. Дети средней и старшей групп были удивлены особенностью организации праздника (когда мама рядом). Все получили удовольствие от совместной деятельности. Разработка и организация праздников и развлечений с включением в тему мероприятия одновременно всех детей. (на примере праздника «8 Марта»). Разрабатывая сценарий праздника нами были учтены достоинства и недостатки предыдущего опыта в реализации мероприятий. Успешным явилось то, что дети разных возрастов за большую половину года нахождения в группе привыкли друг к другу и с удовольствием включаются в совместную деятельность. Это явилось основой в организации праздника. Все задания, выполняемые детьми в ходе праздника, не разделялись по возрастному аспекту: были подобраны задания одинаково интересные и выполнимые для всех (дети «пекли блины для бабушки» все дети знакомы с процессом приготовления блинов в быту, для младших было напоминание как пекутся блины и для все детей были озвучены правила игры. В ходе игры – младшие дети увлекались процессом, могли нарушать правила, а старшие – были ориентированы на выполнение правил, и победу в игре. Но нарушение правил детьми младшего возраста не помешало одной из команд одержать победу). Кроме того, заранее с детьми готовились концертные номера, которых тоже участвовали дети всей группы: была разучена песня для бабушек, танец для мам. В ходе реализации концертных номеров нами было отмечено, что дети более старшего возраста ориентируют младших детей, помогают, поддерживают, подсказывают, а младшие в свою очередь прислушиваются, подражают, в результате чего номер получается слаженным и цельным. Младшие дети чувствуют себя намного увереннее рядом со старшими при разыгрывании сценок, рассказывании стихов. Таким образом, в условиях разновозрастной группы у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослому, старшие дети становятся образцом для подражания. А для старших позиция более знающего и лучше умеющего, способствует осознанию своих действий, формирует чувство ответственности. В ходе реализации обозначенных нами подходов, наряду с указанными трудностями мы видим следующие приоритетные образовательные результаты деятельности:
Делая общий вывод по нашему опыту мы можем сказать, что разновозрастной состав группы требует особого подхода к разработке и организации праздников и развлечений, что не существует единого рецепта для решения поставленных задач, но это работа интересна и когда ты видишь положительный результат и преодолеваешь трудности, то возникает желание искать новые нестандартные подходы.
|