Консультация для родителей и педагогов «Чудодейственный эффект Пигмалиона» |
Педагогика | |||
Автор: Дорогина Анастасия Александровна | |||
20.09.2018 06:27 | |||
Консультация для родителей и педагогов «Чудодейственный эффект Пигмалиона» Ожидания родителей в отношении своих детей оказывают огромное влияние на их поведение, достижения и многое другое. В известной пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» Элиза Дулиттл говорит: «Понимаете, кроме вещей, которым может научиться любой (манера одеваться, правильная речь и тому подобное), разница между леди и цветочницей — не в том, как они ведут себя, а в том, как с ними обращаются». «Эффект ожиданий» или «эффект Пигмалиона» – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение. Если ждать от человека определённых действий, то прогнозы могут с большой вероятностью сбываться. Например, если сообщить человеку, что с ним должно произойти какое-то событие, он неосознанно начинает вести себя так, чтобы оно действительно случилось. Название этому феномену было дано по имени мифического Пигмалиона – легендарного царя Кипра, который изваял статую прекрасной женщины и страстными мольбами убедил богов оживить ее. Галатея оказалась точно такой, какой он себе ее представлял, в ней воплощались все его желания, все, что он хотел видеть в девушке. Так, огромное желание Пигмалиона получить то, чего он так страстно хочет, помогло ему осуществить его мечту.
Эффект Пигмалиона часто проявляется в таких областях как педагогика и управление, а также в быту. Наверняка, каждый на себе испытал такие ситуации, когда кто-то (родитель, учитель, тренер, начальник) верил в вас и транслировал вам послания типа: «У тебя обязательно получится! Ты сможешь! Да, сейчас не получается, но я в тебя верю!", то рано или поздно действительно начинало получаться. И наоборот, если постоянно твердят, что это плохо сделано, это не так, возникает ощущение, что "я никчемный, и мне никогда не справиться, поэтому мне незачем напрягаться». Убедительным доказательством того, что наши убеждения провоцируют самоосуществление пророчества, служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Леонорой Якобсон. Два класса. Два учителя. В обоих классах дети имеют абсолютно одинаковый уровень умственного развития. Но одному учителю говорят, что ему дают класс с одаренными детьми, у которых есть интеллектуальный потенциал к высоким достижениям. А другому, что в его классе будут учиться дети, которым тяжело дается обучение. Между тем, детей с «высоким IQ» исследователи выбрали абсолютно случайно. На начальном этапе показатели по тестам у обеих групп приблизительно одинаковые. Что происходит через время с двумя группами, можете догадаться сами. Да, группа «одаренных» детей отлично учится и дает хорошие результаты, группа «отстающих» выдает результаты хуже, чем на начальном этапе тестирования. Практически волшебство. Вольно или невольно учителя передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей. Если педагоги возьмут смелость и проанализируют свое отношение к детям, то вспомнят немало случаев, когда по каким – то критериям и причинам неосознанно ставили ярлык на ребенке, после чего очень сложно было менять свою позицию в ту или иную сторону. Как – то во время дежурства нашего сада, мне пришлось поработать воспитателем на группе длительное время (психологов ставят на замены, но это бывает одноразово). Т.к. дети были не из нашего садика, то перед тем, как начать работать, я расспросила о детях воспитателей, которых сменила. Из рассказов я сделала вывод, что есть один мальчик, от которого можно ждать неприятностей. В первый же день мне пришлось в этом убедиться, т.е. мои ожидания оправдались. Но на то нам знания и даются, чтобы вовремя отрефлексировать сложившуюся ситуацию, сделать выводы, решить, что и как можно исправить. В начале общения мы воспринимаем ребенка не таким, каким он является, а таким, каким мы его представляем. И часто эти ложные представления могут остаться навсегда. Вспомнив про эффект Пигмалиона, я сконцентрировала внимание на этом ребенке. После предпринятых коррекционных шагов, которые предполагали акцент на его положительных чертах характера и позитивные подкрепления, поведение ребенка в группе изменились к лучшему. И у меня с ним проблем больше не возникало. Через две недели его мама поделилась радостью со мной о том, что впервые за два года она приходит за ребенком со спокойной душой, т.к. до этого ей постоянно приходилось выслушивать недовольства воспитателей по поводу поведения ребенка. В этой же группе была девочка, за которой приходил папа и каждый раз спрашивал: «Точно – точно она себя хорошо вела?» Почему он все время ожидал плохого поведения от ребенка, я могла только догадываться. Хотя с профессиональной точки зрения, я понимала, что девочка могла бы попасть в группу риска. Но на то мы и взрослые, чтобы найти подход к ребенку. Мы действуем согласно своим ожиданиям. Различные ожидания приводят к различным видам действия по отношению к ребенку: невербальные со знаками «+» и «-» (мимика, контакт глаз, тактильная связь) и вербальные (похвала, критика, оценка). Альфред Адлер считал, что одна из причин плохого поведения, это привлечение внимания. Критика, недовольство в адрес ребенка это тоже уделенное ему внимание. Поэтому лучше акцентироваться на положительных чертах поведения или на положительных результатах деятельности. А когда кажется, что таковых нет, необходимо дать понять, что вы верите в ребенка, верите в его способности и в самого него. Сначала наделите ребенка таким образом, каким хотите его видеть в будущем. Например, подарите ему веру в то, что он «солнышко». И тогда сработает самореализующееся пророчество, т.е. эффект «Пигмалиона», и вы почувствуете, как от этого ребенка веет теплом, радостью и светом.
|