«Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» |
Педагогика | |||
Автор: Горбаченко Наталья Викторовна | |||
15.09.2021 05:39 | |||
«Эффективные средства, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» / В.А. Сухомлинский В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями». Одна из приоритетных задач системы образования, которая закреплена во многих нормативных документах – это создание комфортных условий для пребывания в дошкольном учреждении детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Исполнение этой задачи – одно из главных направлений моей коррекционно-развивающей работы. С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год. Начиная свою работу передо мной встала проблема организации учебного процесса, а также выбора определенных технологий, форм и методов работы с ними. И так как в настоящее время в период реализации образовательной программы является приоритетным личностно — ориентированное образование, то я в работе с детьми опираюсь в первую очередь на индивидуальные особенности. Но необходимость индивидуального подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья на практике – дело не простое.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития ребенка и его возможностей. Поэтому, самым главным приоритетом в моей работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Для достижения положительных результатов в работе использую дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка. В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От педагога зависит будет ли ребенок получать знания с большими усилиями или с удовольствием. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой, и разнообразной. В работе с детьми активно использую аква-терапию, арт-терапию криотерапию, кинезиологию. Акватерапию применяю в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения. Игры с водой способствуют снятию психоэмоционального и физического напряжения. Использование аква-терапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей. Широко использую в работе элементы арт-терапии. Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения, и даёт положительные результаты. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это лечение творчеством. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Самым популярным способом избавления от негативных эмоций у воспитанников является изотерапия. Приемов изотерапии много: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Рисуем (лепим) маски», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», прием рисования пальцами и др. Наибольший интерес у детей вызывают такие техники как «Волшебные краски» (тестопластика) и «Эбру» (рисование на воде) Использование данных техник направлено:
Занятия с использованием элементов арт-терапии способствуют снятию внутреннего напряжения у детей, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса. Одной из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики является криотерапия. Данную методику применяю в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития. Методика заключается в использовании игр со льдом. За счет холода идет сокращение мышц, а тепло их расслабляет, это усиливает приток крови к месту воздействия, в итоге развивается двигательная зона. Этот метод позволяет мне как психологу проводить ряд коррекционно-развивающих занятий, не используя никакого особого оборудования, что является немаловажным в условиях дошкольного учреждения. Игры со льдом вызывают у дошкольников радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У воспитанников значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы, а также происходит оздоровление организма. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействиеКогда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый, но и накапливающийся эффект, развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом. Развивающая кинезиологическая методика оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, корректировку обучения, а также значительно улучшает состояние социальной адаптации и физического здоровья дошкольников. Применение вышеприведёных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволило развить у дошкольников такие индивидуально – личностные качества как, симпатию к окружающим, развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. В результате использования в работе нетрадиционных методов и приёмов, дети стали более раскрепощёнными, повысилась их самооценка, появилась уверенность в своих силах. Сформировалась система взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь. Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф.М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием, я поняла, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющими отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».
|