КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» |
Педагогика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Коробкова Оксана Владиславна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.09.2021 18:23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» автор: педагог-психолог О.В. Коробкова Аннотация. Научно-практическая новизна и обоснованность программы. Настоящая программа представляет собой возможный вариант осуществления коррекционно-развивающей работы педагога — психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими различные эмоциональные нарушения. Дошкольный возраст — особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности. Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии. По определению известного психолога Р.С. Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития. Программа "Вместе весело шагать" — это коррекционно-развивающие занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме. Актуальность, перспективность, практическая направленность. В последнее время наблюдается негативная тенденция увеличения обращений родителей к психологу по проблемам, связанных с различными проявлениями эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д. Подобная симптоматика может в последствии сказаться не только на формировани их арактерных черт личности, но и привести к сложностям в обучении. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Дети с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах. Дети с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Наиболее часто встречающейся формой эмоционального нарушения у детей дошкольноговозраста является тревожность. 27% детей старшего дошкольного возраста испытывают подобное состояние, что может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Основными источниками эмоциональной дестабилизации являются взаимоотношения созначимыми взрослыми – родителями (особенно с матерью), воспитателями. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с пятилетнего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. Поэтому проведение коррекционной работы по оптимизации эмоционального состояния старших дошкольников является одной из актуальных задач педагога-психолога, работающего в условиях образовательного пространства. Цель программы: развитие у детей социальных умений коммуникативной гибкости, научить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе. Задачи программы:
Принципы реализации программы В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:
Адресат: дети 5-6 лет имеющие личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе). Занятия проводятся с группой состоящей из 5-7 детей, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Срок реализации программы – 5 месяцев. Коррекционный курс состоит из 19 занятий. Ожидаемые результаты реализации программы. Дети научатся понимать и описывать свои желания и чувства; осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; различать эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений. У детей повыситься самооценка, снизится уровень ситуативной тревожности. Таким образом, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. По ходу реализации коррекционной программы дети приобретут навыки, которые позволят ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Учебный план.
Учебно-тематический план
|