Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
Педагогика
Автор: Коробкова Оксана Владиславна   
16.09.2021 18:23

КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

автор: педагог-психолог О.В. Коробкова

Аннотация. Научно-практическая новизна и обоснованность программы. Настоящая программа представляет собой возможный вариант осуществления коррекционно-развивающей работы педагога — психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими различные эмоциональные нарушения. Дошкольный возраст — особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.

 

Скачать программу

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.

Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

По определению известного психолога Р.С. Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Программа "Вместе весело шагать" — это коррекционно-развивающие занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Актуальность, перспективность, практическая направленность. В последнее время наблюдается негативная тенденция увеличения обращений родителей к психологу по проблемам, связанных с различными проявлениями эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д. Подобная симптоматика может в последствии сказаться не только на формировани их арактерных черт личности, но и привести к сложностям в обучении. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Дети с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах. Дети с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Наиболее часто встречающейся формой эмоционального нарушения у детей дошкольноговозраста является тревожность. 27% детей старшего дошкольного возраста испытывают подобное состояние, что может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Основными источниками эмоциональной дестабилизации являются взаимоотношения созначимыми взрослыми – родителями (особенно с матерью), воспитателями. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с пятилетнего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. Поэтому проведение коррекционной работы по оптимизации эмоционального состояния старших дошкольников является одной из актуальных задач педагога-психолога, работающего в условиях образовательного пространства.

Цель программы: развитие у детей социальных умений коммуникативной гибкости, научить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе.

Задачи программы:

  • Создать чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей;
  • Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
  • Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Принципы реализации программы

В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:

  1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
  2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
  3. Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
  5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
  6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Адресат: дети 5-6 лет имеющие личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе).

Занятия проводятся с группой состоящей из 5-7 детей, 1 час в неделю.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Срок реализации программы – 5 месяцев.

Коррекционный курс состоит из 19 занятий.

Ожидаемые результаты реализации программы. Дети научатся понимать и описывать свои желания и чувства; осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; различать эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений. У детей повыситься самооценка, снизится уровень ситуативной тревожности.

Таким образом, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

По ходу реализации коррекционной программы дети приобретут навыки, которые позволят ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Учебный план.

№ п/п

Содержание

Всего часов

В том числе

лекционных

практических

1.

"Я и эмоции"

6

1,5

4,5

2.

"Я+Я"

7

1,75

5,25

3.

"Я и моё окружение"

6

1,5

4,5

 

Итого:

 

19

4,75

14,25

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Всего часов

В том числе

лекционных

практических

I

"Я и эмоции"

6

   

1.

Радость

1

0,25

0,75

2

Удивление

1

0,25

0,75

3

Страх

1

0,25

0,75

4

Гнев

1

0,25

0,75

5

Горе

1

0,25

0,75

6

Наши эмоции

1

0,25

0,75

II

"Я+Я"

7

   

1.

Тайна моего имени

1

0,25

0,75

2.

Автопортрет

1

0,25

0,75

3.

Мой внутренний мир

1

0,25

0,75

4.

Мой любимый сказочный герой

1

0,25

0,75

5.

Ритуал приветствия

1

0,25

0,75

6.

Мой волшебный дом

1

0,25

0,75

7.

Я знаю, я умею, я могу

1

0,25

0,75

III

"Я и моё окружение"

6

   

1.

Мы так похожи

1

0,25

0,75

2.

Мы такие разные

1

0,25

0,75

3.

Язык жестов и движений

1

0,25

0,75

4.

Давайте жить дружно

1

0,25

0,75

5.

Мальчики и девочки

1

0,25

0,75

6.

С кем я живу

1

0,25

0,75

 

Итого:

 

19

4,75

14,25

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год