ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Педагогика | |||
Автор: Ионова С.П., Шуакпаева Г.К., Чумерина В.Б. | |||
17.09.2021 21:38 | |||
ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Ионова С.П., Шуакпаева Г.К., Чумерина В.Б. КГКП «Ясли-сад №51», г.Костанай, РК
В связи с этим идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, становятся актуальными вопросы, связанные с разными аспектами построения образовательного пространства. К этим аспектам относится качество образовательного пространства дошкольной организации. Оно зависит от множества факторов и должно отвечать требованиям, специфика которых иная, чем образовательных учреждений последующих ступеней. Образовательное пространство ДО должно решать многоплановые задачи, которые способствовали бы полноценному развитию личности детей. Поэтому основные тенденции развития образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития детей. Проблеме образовательного пространства посвящены работы многих исследователей: С. К. Бондырева, Н. И. Борисенко, Н. М. Борытко, А. А. Веряев, B. C. Данюшенков, Т. В. Иванова, Д. Г. Колодан, Е. В. Комягина, Н. Б. Крылова, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. К. Сергеев, В. И. Слободчиков, Л. И. Холина, Н. М. Швалева, Н. В. Щиголева и др. (сущность и характерные признаки образовательного пространства); И. В. Ермакова, Н. В. Кимков, и др. (структура образовательного пространства); Ю. Г. Айсувакова, С. К. Нартова-Бочар, Е. Д. Поплаухина, И. В. Ривина, Н. Л. Селиванова, И. М. Улановская (влияние образовательного пространства на личность ребенка). При моделировании образовательного пространства ДО необходимо выделить требования к модели:
Целостность образовательного пространства обеспечивается интеграцией. Интеграция — (лат) — восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer — целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Следует отметить, идеи интеграции достаточно давно обсуждаются в педагогической среде и широко внедряются в практику образования с целью оптимизации образовательного процесса, обогащения и гармонизации развития ребенка. Понятие «интеграция» относится к общенаучным понятиям и имеет свою историю и в дошкольном образовании. Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят К.Ю. Белая, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, М.В. Лазарева, И.А. Модина, Ю.Н. Рюмина, Е.Г. Юдина и др. Интегративное образовательное пространство ДО представляет собой многомерный социально-педагогический объект, который выступает ресурсом обеспечения демократического развития общества. Концептуальное обоснование процесса проектирования интегративного образовательного пространства ДО представлено следующими смысловыми блоками: стратегиями его проектирования: мотивационно-ценностной, системно-структурной, социально-прагматической, критериально-оценочной; методологическими подходами проектирования: системно-деятельностным, интегративным, пространственным, кластерным, структурно-функциональным, синергетическим, компетентностным, аксиологическим; обобщенными концептуальными положениями теоретического характера. Интегративное образовательное пространство ДО – это система социально-педагогического порядка, создаваемая как средство для достижения цели – ДО. Интегративное образовательное пространство ДО – целостная система, состоящая из элементов, которые находятся в неразрывной связи между собой, образуя тем самым её структуру как целое, характеризующееся аспектом состояния и аспектом движения, развития /саморазвития. Интегративное образовательное пространство ДО, характеризуется своими функциями, через которые оно включается в более сложные системы – региональное образовательное пространство, национальное образовательное пространство. Интегративное образовательное пространство ДО представляет собой открытую социальную систему, осуществляющую активное взаимодействие с другими социальными институтами, с одной стороны, и обеспечивает многообразие взаимоотношений его субъектов в данном пространстве, с другой стороны. Проектирование интегративного образовательного пространства ДО базируется на объединении и усилении ресурсов, входящих в его состав социально-педагогических систем. Практическими результатами проектирования интегративного образовательного пространства ДО в системе обеспечения качества являются: принятие каждым его субъектом соответствующей творческой позиции в структуре данного пространства; свободная маневренность ресурсами; согласованность целевых и ценностных ориентиров, мотивов, содержания, технологий деятельности; достижение благоприятного эмоционально-психологического комфорта в зонах совместной деятельности субъектов; использование диалектического единства процессов интеграции и дифференциации, проявление взаимозависимой автономии каждого подпространства при ориентации как на общие цели и ценности, так и на сохранение своей самобытной в способах организации и содержании деятельности; открытость и взаимодействие субъектов пространства; событийность; упреждающая координация деятельности; диалоговый режим функционирования; формирования зон развивающих возможностей субъектов с учётом предоставления вариативных образовательных услуг, комплексного использования ресурсных потенциалов. Рассмотрим структуру интегративного образовательного пространства ДО по воспитанию социально-адаптивной творческой личности. Она может включать в себя:
Любое пространство является динамичным, постоянно изменяющимся объектом. Качество образовательного пространства зависит от умения его преобразовывать и ориентировать на ожидаемый результат. В основе алгоритма проектирования/преобразования лежит проблема, возникшая в результате изменения ситуации, которая требует решения. Рассмотрим алгоритм преобразования на примере медико-валеологического пространства дошкольной организации, как компонента интегративного образовательного пространства. Изменение ситуации: повышение уровня заболеваемости дошкольников Проблема: отсутствие в ДО эффективной системы оздоровления и профилактики Цель (чего мы хотим достичь): снижение уровня заболеваемости дошкольников посредством перехода от санологии (противодействия организма болезни и его восстановления) к современным ценностям и философии здоровья, движения и самопознания. Задачи (Что и как мы будем делать) Мониторинг результативности: Проблема решена. Цель достигнута! (Проблема не решена. Что делать?) В связи с последним требованием к модели интегративного пространства возникает необходимость выделения взаимосвязей и взаимозависимостей и взаимоподчиненности, которые подвергаются преобразованию. Они представлены в интегративной модели пространств развития личности. В модели мы видим, что медико-валеологическое пространство, как компонент интегративного пространства ДО оказывает воздействие на пространства семьи и воспитательное пространство, те в свою очередь влияют на пространство имиджа и творческое пространство педагога. Механизмы их взаимовлияния остались за рамками данной статьи, а механизмы их преобразования происходят по алгоритму, о котором мы говорили выше. Модель интегративного образовательного пространства (рис. 1) Таким образом, выявив компоненты интегративного образовательного пространства и следуя алгоритму их преобразования, мы можем добиться желаемого результата. Список литературы 1. Шумакова, А.В. Педагогическое проектирование как стратегия развития современного педагогического образования [Текст] // Педагогическое образование в России: становление и развитие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С.114-133.
|