«Вместе — мы сила». |
Педагогика | |||
Автор: Н. Демина, Л. Махмутова, А. Акчулпанова А. Гареева, П. Гончаренко | |||
18.09.2021 16:49 | |||
«Вместе — мы сила». Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важных направлений коррекционной работы в ДОУ. «Вместе — мы сила» — именно под таким девизом работает коллектив МДОБУ ЦРР – д/с «Алёнушка» д. Алексеевка муниципального района Республики Башкортостан над реализацией данного направления. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Задача логопеда ДОУ – помочь детям овладеть речью. Для этого выстроена целая система коррекционных логопедических занятий. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произносить звуки, выбирать интонацию и формировать предложения. Работа инструктора по физической культуре заключается в развитии общей моторики, развитии дыхания и координации движений. Взаимодействие различных движений обеспечивает как развитие правильного дыхания, так и развитие речи.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы. Интегративная работа специалистов позволяет активно формировать метапредметные связи в развитии универсальных учебных действий. Каждый специалист оказывает помощь детям в овладении различными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях как по физической культуре, так и в кабинете логопеда. Для этого используются двигательно – речевые игры, логопедические разминки, пальчиковая, дыхательная гимнастики. Такие игры активно воздействуют и на речевые и двигательные центры коры головного мозга. Двигаясь, играя, дети запоминают намного больше и легче. Умения и навыки формируются как бы непроизвольно. Как выяснилось, двигательная активность нужна детям не только для хорошего физического, но и нормального психического развития. Что такое речевая игра? Это стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было, кого и что показывать. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, поддерживают потребность в движениях. Кроме того, через речевые игры совершенствуются те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста. Таким образом, решаются следующие задачи:
Мы выделили основные движения, которые можно закрепить в игре. Разработали картотеку таких игр на разные звуки. Таким образом, в каждой двигательно-речевой игре закрепляется тот или иной звук и одновременно совершенствуется какое – то основное движение, определённое программой. Таким образом, логопед, используя эти игры на своих занятиях, автоматизирует определённый звук и одновременно закрепляет основное движение, а инструктор по физической культуре, работая над определённым основным движением, закрепляет поставленный звук. Например, при закреплении звука «Р» проводится игра «Барабан» (основное движение: ходьба с высоким подниманием колен). Автоматизируя звук «Ш» — «Лягушка» (основное движение: прыжки на двух ногах с продвижением вперед). Предлагаем рассмотреть несколько таких игр. ЗВУК «С». Двигательно-речевая игра: «САМОЛЕТ». Самолёт построим сами. (руки в стороны как крылья) Понесёмся над лесами, Понесёмся над лесами, (бег с поднятыми по сторонам руками) А потом вернёмся к маме. (приседание с поднятыми по сторонам руками) Основные обще-развивающие движения: Бег с поднятыми на уровне плеч руками. Приседания. ЗВУК «Ш». Двигательно-речевая игра: «Лягушка». Лягушка – попрыгушка – Глазки на макушке (прыжки с продвижением вперёд с развёрнутыми коленями, руки с растопыренными пальцами) Прячьтесь от лягушки Комары да мушки (бег врассыпную, руки в стороны, волнообразные движения руками) Основные обще-развивающие движения: Прыжки, продвигаясь вперёд с имитацией движений лягушки с развёрнутыми коленями, руки с растопыренными пальцами. Бег врассыпную с поднятыми в стороны руками. ЗВУК «Л». Двигательно-речевая игра: «Волки». Вышли волки на охоту, (ходьба с имитацией движений волка) Бродят стаей по болоту (то же) Между прочим, говорят, Волки ягоды едят. Основные обще-развивающие движения: Ходьба с имитацией движений волка. Координация движений рук и ног. ЗВУК «Р». Двигательно-речевая игра: «Барабан». Левой! Правой! Левой! Правой! (ходьба с высоким подниманием колен) На парад идёт отряд. На парад идёт отряд Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Основные обще-развивающие движения: Ходьба с высоким подниманием колен (маршировка) в колонне по одному. Координация движений рук и ног. Организованная таким образом совместная работа показывает высокую эффективность в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ. Н. Демина, заведующий, Л. Махмутова, старший воспитатель, А. Акчулпанова, инструктор по физической культуре, А. Гареева, П. Гончаренко, учителя-логопеды МДОБУ ЦРР – д/с «Алёнушка» д. Алексеевка, МР Уфимский р-н, Республика Башкортостан
|