Развитие Softskills (гибких навыков) в технологии «Утренний круг». |
Педагогика | |||
Автор: Смирнова Надежда Николаевна | |||
02.10.2021 07:11 | |||
Развитие Softskills (гибких навыков) в технологии «Утренний круг». В современном мире, чтобы быть успешным, недостаточно одних лишь глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, которые сегодня называют «мягкими навыками», или «гибкими навыками», или softskills. Сегодня чаще всего используется англоязычный термин softskills — в русском языке пока нет столь емкого понятия, обозначающего и коммуникативные навыки, и навыки ведения переговоров, самопрезентации, владения речью. Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: (hardskills) — твёрдые навыки и (softskills) — мягкие навыки. Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности.
Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других. Главная цель развития мягких навыков с раннего возраста – это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Педагоги создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный успех ребенка. Нам каждый день необходимо создавать благоприятные условия для социализации дошкольников в детском саду. Учить их взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои действия и оценивать их результаты. Поэтому важно задуматься о том, что может лечь в основу развития мягких навыков? Развивать все это позволяет технология Н.П. Гришаевой «Рефлексивный круг». Также эту технологию называют — "Утренний круг". Это технология, которая позволяет стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности. Название «Круг» имеет исторические корни. Согласно легенде король Артур стал использовать круглый стол для своих рыцарей, чтобы пирующие не спорили о лучшем месте за столом, а были равны. Круглый стол – это цивилизованный формат общения, в котором происходит обмен мнениями, формируются умения договариваться, слышать друг друга. Гораздо позже выражение «круглый стол» стало использоваться бизнесменами, а в образовании, трансформировавшись в термин «Круг». Описание «Круга» как педагогической технологии в работе с детьми встречается в работах выдающегося итальянского ученого, врача-антрополога, философа, педагога и психолога Марии Монтессори (1870-1952). Знакомство с педагогикой Марии Монтессори, позволило увидеть, что «круг» используется как организационный момент в начале дня, а также как структурный компонент в Монтессори – занятии, которое состоит из обязательных трёх частей: «круг» (вводная часть), свободная работа (основная), работа на линии (заключительная). Основная цель проведения утреннего круга — создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой круг:
- позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть. Утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30). Задачи «Утреннего круга» Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
Задачи педагога:
А теперь рассмотрим основные навыки soft skills Умение работать в команде – это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс. В УК это — регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность. Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи. Умение принимать решения и решать проблемы. В УК- это когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. Задача педагога – развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их возрасту, способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой. Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативность. Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи. Умение общаться с людьми Коммуникабельность – это способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление. Или коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение). Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку ит. д.). В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией (утренники с участием родителей) Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие дошкольников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы; отдавать предпочтение таким формам работы, где воспитанники находятся в окружении сверстников, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам. Еще одним из основных качеств, необходимых для организации эффективного общения является позитивность. Позитивность – это вера в себя и в других людей. Воспитывать позитивность лучше всего собственным примером. Поддержка и внимание воспитателей и одногруппников – главный инструмент развития позитивности. Педагог должен всегда быть готов помочь советом, обратить внимание на положительные события. Обеспечение эмоционального комфорта нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, ребенок ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками. Развитие детского сообщества это воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу. Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к организаторским способностям. Организаторская способность – это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Организаторские способности необходимы ребенку для достижения поставленных целей, наделяют личность ребенка настойчивостью, упорством в их достижении. Развитие у дошкольников умений четко и быстро устанавливать деловые контакты, если говорить о решении например организационных вопросов, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику. Так же проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками – все эти позиции заложены в требованиях в ФГОС ДО как целевые ориентиры образования ребенка-дошкольника. Умение искать информацию (или любознательность) Добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы. Например, проектно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Поиск проблемных вопросов и их решение проходит под контролем и с помощью взрослых. Это может быть воспитатель, психолог или родители ребенка, группы детей. Правильно организованная исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Нацеленность на формирование системы гибких навыков soft skils требует перестройки методов организации образовательного процесса, активного использования техник построения диалога, использования игровых, дискуссионных методик и проектную деятельность.
|