Вариативность инновационной деятельности в условиях стационара. |
Педагогика | |||
Автор: Трофимова Анастасия Валерьевна, Джус Екатерина Михайловна, Клюкина Валерия Михайловна | |||
19.02.2018 02:38 | |||
Вариативность инновационной деятельности в условиях стационара. Авторы: Трофимова Анастасия Валерьевна, Джус Екатерина Михайловна, Клюкина Валерия Михайловна Воспитатели 1 квалификационной категории ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" Москва Педагоги дошкольных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИЯ? Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.) Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.) Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.) Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.) Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.) Рассмотрим такое понятие, как вариативность. На сегодняшний день вариативность-это основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. Следует отметить, что ключевым словом является понятие — инновационные изменения. С одной стороны вариативность- это качество образовательной системы, характеризующее её способность создавать и предоставлять воспитанникам варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями. С другой стороны, вариативность — это свойство, способность образовательного учреждения предоставлять воспитанникам достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории. Существует несколько этапов в деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала:
В Детском отделении педагоги участвуют в инновационной деятельности. Что же они делают? Работают по развивающей программе, участвуют в различных конкурсах, оказывают помощь в разработке программ и проектов, организуют проблемную и творческую группы. Важной особенностью работы в Детском отделении является то, что некоторые дети лежат вместе с родителями, бабушками. Мы в обязательном порядке используем этот момент. Каким образом? Нами организуются различные совместные мероприятия. Яркий пример: участие родителей в театрализованной деятельности (сказка «Три поросёнка). Также ежедневно родители имеют возможность присутствовать на занятиях, проводимых педагогом, что не совсем возможно в детских садах. Родители могут получить консультацию, побеседовать с педагогом на интересующие их темы, что очень важно. Цель инновационной деятельности в ТЛПО 1 – улучшение способности педагогической системы достигать качественно более высоких результатов воспитания и обучения. Новые направления призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили, инновационные преобразования приобретают системный характер.). Внедрение инноваций в работу, требует изменений и обновлений в организации педагогической службы. Организация инновационной деятельности.
Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности:
Основными формами работы с детьми и родителями являются:
Контрольные показатели развития ребенка учитывают:
Направления инноваций:
Примеры инновационной деятельности в ТЛПО 1:
Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие. В отношении ТЛПО 1 употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ТЛПО 1 определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:
Основные элементы и показатели инновационного потенциала ТЛПО 1. Основными элементами инновационного потенциала являются:
Показатели инновационного потенциала ТЛПО 1:
участникам инновационной деятельности). Инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей.
|