Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Вариативность инновационной деятельности в условиях стационара.
Педагогика
Автор: Трофимова Анастасия Валерьевна, Джус Екатерина Михайловна, Клюкина Валерия Михайловна   
19.02.2018 02:38

Вариативность инновационной деятельности в условиях стационара.Вариативность инновационной деятельности в условиях стационара.

Авторы: Трофимова Анастасия Валерьевна, Джус Екатерина Михайловна, Клюкина Валерия Михайловна Воспитатели 1 квалификационной категории ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" Москва

Педагоги дошкольных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.

 

Скачать презентацию

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

ЧТО ТАКОЕ ИННОВАЦИЯ?

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т.п.), а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.)

Рассмотрим такое понятие, как вариативность. На сегодняшний день вариативность-это основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений. Следует отметить, что ключевым словом является понятие — инновационные изменения.

С одной стороны вариативность- это качество образовательной системы, характеризующее её способность создавать и предоставлять воспитанникам варианты образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.

С другой стороны, вариативность — это свойство, способность образовательного учреждения предоставлять воспитанникам достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории.

Существует несколько этапов в деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала:

  • подготовительный этап (мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств)
  • организационный этап (теоретическая готовность)
  • практический этап практическая готовность)
  • контрольно- оценочный этап (достижение согласования между желаемым и реальным).

В Детском отделении педагоги участвуют в инновационной деятельности. Что же они делают? Работают по развивающей программе, участвуют в различных конкурсах, оказывают помощь в разработке программ и проектов, организуют проблемную и творческую группы.

Важной особенностью работы в Детском отделении является то, что некоторые дети лежат вместе с родителями, бабушками. Мы в обязательном порядке используем этот момент. Каким образом? Нами организуются различные совместные мероприятия. Яркий пример: участие родителей в театрализованной деятельности (сказка «Три поросёнка).

Также ежедневно родители имеют возможность присутствовать на занятиях, проводимых педагогом, что не совсем возможно в детских садах. Родители могут получить консультацию, побеседовать с педагогом на интересующие их темы, что очень важно.

Цель инновационной деятельности в ТЛПО 1 – улучшение способности педагогической системы достигать качественно более высоких результатов воспитания и обучения. Новые направления призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. (Созданы новые типы, виды и профили, инновационные преобразования приобретают системный характер.). Внедрение инноваций в работу, требует изменений и обновлений в организации педагогической службы. Организация инновационной деятельности.

  • Создание структурных подразделений – творческих групп педагогов по проблемам.
  • Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (моделирование и анализ проблемных ситуаций).
  • Разработка программ.

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности:

  • Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДУ.
  • Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.

Основными формами работы с детьми и родителями являются:

  • игровые сеансы (индивидуальные и групповые);
  • индивидуальные развивающие занятия;
  • консультации, семинары-практикумы, родительские собрания;
  • выставки (игровых пособий, литературы);
  • праздники, развлечения, открытые просмотры.

Контрольные показатели развития ребенка учитывают:

  1. Сенсорное развитие
  2. Развитие движений
  3. Развитие речи
  4. Музыкальное развитие.
  5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта).

Направления инноваций:

  • Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
  • Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
  • Внедрение новых форм дифференциации специального образования.
  • Расширение спектра образовательных процессов для детей, не посещавших ДОУ: адаптационные, коррекционно-развивающие, группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
  • Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещавщих ДОУ.
  • Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
  • Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
  • Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет — сообществах, форумах, педсоветах.
  • Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
  • Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.

Примеры инновационной деятельности в ТЛПО 1:

  • метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей;
  • совершенствование мастерства педагогов;
  • поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями;
  • мониторинг развития каждого ребенка;
  • учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств;
  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • формирование основ безопасной жизнедеятельности;
  • организация экологического образования дошкольников;
  • оптимизация взаимодействия с семьей;
  • создание «Предметно-развивающего пространства».

Классифицируя инновации по инновационному потенциалу, рассматриваются

нововведения как радикальные, т. е. базовые; комбинаторные, где используются различные сочетания; модифицирующие, или улучшающие, дополняющие.

В отношении ТЛПО 1 употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ТЛПО 1 определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями:

  • квалификационным составом коллектива педагогов;
  • наличием и прогрессивностью учебного оборудования;
  • наличием современной информационной базы;
  • наличием собственных методических разработок.

Основные элементы и показатели инновационного потенциала ТЛПО 1.

Основными элементами инновационного потенциала являются:

  • материально-технические ресурсы;
  • финансовые ресурсы;
  • интеллектуальные ресурсы;
  • социально-психологические факторы и т. д.

Показатели инновационного потенциала ТЛПО 1:

  • научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса на одного сотрудника);
  • инновационность управляющей системы (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой

участникам инновационной деятельности). Инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год