Педагогическое просвещение родителей, как средство повышения их культуры |
Педагогика | |||
Автор: Мясникова Лидия Николаевна | |||
22.12.2017 06:35 | |||
Педагогическое просвещение родителей, как средство повышения их культуры В современных условиях рассмотрения семьи и школы, как равноправных участников образовательного процесса многие ученые и практики уделяют особое внимание при работе с семьей на аспект развития ее воспитательных возможностей, в частности на развитие родительской компетентности (В. Н. Бушина, Н. Н. Мизина, Н. А. Хрусталькова и др.), осознанного родительства (М. О. Ермохина), воспитательного потенциала семьи (Н. В. Додокина, О. В. Кучмаева, Л. Н. Константинова, А. А. Чуприна), педагогической культуры родителей в целом (В. Н. Вершинин, И. А. Колесникова, М. Н. Недвецкая). Педагогическое просвещение родителей является важнейшим аспектом, позволяющим им воспитать ребёнка как личность в той мере, в которой это необходимо. Одна из основных задач педагогического просвещения – прививать родителям культуру, которая, в свою очередь, направится на воспитание культуры в ребёнке.
Педагогическая культура родителей (в широком социально-педагогическом смысле) – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей (в узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитании [3, с. 64]. С одной стороны, педагогическая культура отражает уровень усвоения человеком сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, с другой – реализацию этого опыта в повседневной деятельности. В структуре педагогической культуры родителей выделяют следующие компоненты:
Уровень педагогической культуры родителей представляет собой степень готовности родителей к эффективной организации воспитательного процесса в семье, основанной на знаниях, умениях и навыках педагогического взаимодействия с ребенком, понимании особенностей его личностного развития и желании приобщить его к культуре и традициям семьи и общества [3, с. 66]. Уровень педагогической культуры родителей зависит от уровня их образования, от их общей культуры, от индивидуальных особенностей, определяется уровнем собственной воспитанности, а также накопленным жизненным опытом. В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Основная масса родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентны в вопросах семейного воспитания и плохо представляют себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры. Такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением. Чаще всего в воспитании детей родители опираются на опыт близких им людей, свой собственный опыт и образцы воспитания детей, которые, как известно, имеют ограниченное применение, так как не учитывается индивидуальность ребенка. Важно отметить, что современный ребенок воспитывается не большой массой родственников огромной семьи, а всего одним-двумя родителями, что само по себе значительно сужает возможности воспитательного процесса. К тому же нынешние семьи абсолютно не похожи одна на другую. Каждая семья имеет свои экономические, педагогические проблемы, свой взгляд на систему семейного воспитания. В данном случае уже нельзя ограничиться привычными формами фронтального просвещения родителей. Современная педагогическая практика взаимодействия предлагает новые формы организации работы с родителями учащихся:
Необходимо отметить, что эффективность и результативность работы по формированию педагогической культуры родителей выше, когда коллективные формы (конференции, дискуссии, диспуты, лекции) сочетаются с групповой и индивидуальной работой; педагогическое просвещение – с активным включением родителей в воспитательную работу; теоретические знания – с решением практических задач воспитания: обменом опыта родителей по вопросам семейного воспитания, разбором конкретных жизненных ситуаций [2, с. 20]. Повышение педагогической культуры родителей – длительный процесс, успешность которого будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:
Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения. Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения. Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей (раздел методики работы с родителями), родительский всеобуч. Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми. Формы педагогического просвещения Традиционные: ► родительские собрания ► лекции ► вечера вопросов и ответов ► диспуты ► дни открытых дверей Нетрадиционные: ► деловые игры ► регламентированные дискуссии ► обмен родительским опытом Выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:
- педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания. Вариантом активной формы педагогического просвещения является педагогическая пропаганда. «Педагогическая пропаганда – распространение важных сведений по вопросам образования и воспитания среди широких кругов населения. Таким образом, повышение педагогической культуры является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. Список литературы:
|