Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Педагогика | |||
Автор: Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна Димидова Алена Владимировна | |||
23.12.2017 04:32 | |||
Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Дудкина Елена Викторовна Воспитатель В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в реализации программ и создании условий для полноценного и своевременного развития детей ОВЗ дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь педагогов – родителей – ребенка зависит в дальнейшим социализация ребенка Социализация детей с ОВЗ требует специальной организации и комплексного сопровож-дения для социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ с целью социализации его к условиям школы.
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях. Центральным моментом преобразований является, психологизация системы образова-ния, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми спе-цифическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникаль-ный вклад в общий цикл психического развития. Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дез-ориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно – педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско — родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, является особенно актуальной сегодня. Результаты исследования в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско – родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Для этого был поиск новых подходов и методов в работе с семьей. Совместная работа специалистов» (воспитатели, учитель – дефектолог, учитель — лого-пед, педагог — психолог, инструктор по физической культуре, инструктор – ЛФК, музы-кальный руководитель) по реализации адаптированной образовательной программы обес-печивает психолого – педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей участниками образовательного процесса. Поставив перед собой цель – разработать эффективную модель психологического со-провождения дошкольников, способствующую сохранению и укреплению психологиче-ского здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок – родитель – педагог». В своей практической работе выделили направления по привлечению родителей психолога – педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:
Используем активные формы и методы работы с родителями:
Программа предусматривает несколько этапов работы:
По завершению работы по программе получили следующие результаты:
Кроме того, в нашем детском саду осуществляется поиск новых форм работы с родите-лями. Одной из таких форм стало проведении проведение акции «Цветик – семицветик». Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша. Идею акции мы почерпну-ли в книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». В раздевалке на кабинке ребенка закрепляется «Цветик – семицветик», вырезанный из картона. На лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребен-ка, которыми он гордится. «За что его хвалить? Он ни чего не умеет» — недоумевают родители, когда им объясняют, правила проведения акции. Им, вечно спешащим, занятым, не приходит в голову, что достижение – это не обязательно победа на Олимпийских играх. Это и первая самостоятельно застегнутая пуговица, и убранные после себя игрушки, и многое другое, что так важно для ребенка. Педагоги, музыкальный руководитель и родители активно вовлечены в подготовку данного мероприятия. Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компе-тентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания. На базе нашего ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка, который посещают родители и дети с диагнозом ДЦП. Для них организованы консультации специалистов, игры в сухом бассейне и с мягкими модулями, а так же различные виды гимнастик с ис-пользованием специальных тренажеров. В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – роди-тель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологиче-ского здоровья ребенка. Литература:
|