Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогика
Автор: Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна Димидова Алена Владимировна   
23.12.2017 04:32

Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дудкина Елена Викторовна Воспитатель
Николаева Галина Петровна Воспитатель
Димидова Алена Владимировна Учитель-дефектолог
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 53 г. Томск

В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в реализации программ и создании условий для полноценного и своевременного развития детей ОВЗ дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь педагогов – родителей – ребенка зависит в дальнейшим социализация ребенка

Социализация детей с ОВЗ требует специальной организации и комплексного сопровож-дения для социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ с целью социализации его к условиям школы.

 

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях.

Центральным моментом преобразований является, психологизация системы образова-ния, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми спе-цифическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникаль-ный вклад в общий цикл психического развития.

Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дез-ориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно – педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско — родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, является особенно актуальной сегодня. Результаты исследования в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско – родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Для этого был поиск новых подходов и методов в работе с семьей.

Совместная работа специалистов» (воспитатели, учитель – дефектолог, учитель — лого-пед, педагог — психолог, инструктор по физической культуре, инструктор – ЛФК, музы-кальный руководитель) по реализации адаптированной образовательной программы обес-печивает психолого – педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей участниками образовательного процесса.

Поставив перед собой цель – разработать эффективную модель психологического со-провождения дошкольников, способствующую сохранению и укреплению психологиче-ского здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок – родитель – педагог».

В своей практической работе выделили направления по привлечению родителей психолога – педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:

  1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
  2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
  4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
  5. Расширение знаний родителей и педагогов ДОУ о различных вариантах эмоцио-нального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей до-школьников.
  6. Формирование навыков, умений правильного реагирования родителей на различ-ные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Используем активные формы и методы работы с родителями:

  • общение и групповые родительские собрания;
  • участие родителей в собраниях группы, детского сада посвященных вопросам се-мьи и детства;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей — детей;
  • совместная подготовка и проведение утренников, спортивных праздников; сопро-вождение детей родителями во время утренников, праздников.
  • выставка детских работ дети — родители;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар – практикум для родителей с детьми и родителями;
  • выполнением домашнего задания родителями с детьми;
  • проведение детско – родительских групп.
  • Такая форма работы, как проведение детско – родительских групп, стала наиболее востребованной и эффективной.

Программа предусматривает несколько этапов работы:

  • выявление семей, нуждающихся в особой поддержке;
  • проведение серий занятий с использованием авторских игр с участием детей и ро-дителей;
  • анализ эффективности проведенных мероприятий с помощью ряда методик.

По завершению работы по программе получили следующие результаты:

  • дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, ме-нее эмоционально восприимчивы и не боятся новых видов деятельности;
  • у них повысилась самооценка, появилось чувство уверенности в собственных си-лах;
  • у родителей – повысилась активность участия в жизни группы, вовлеченность в детские праздники, участие в семейных клубах, в различных творческих конкурсах со-вместно с детьми.

Кроме того, в нашем детском саду осуществляется поиск новых форм работы с родите-лями. Одной из таких форм стало проведении проведение акции «Цветик – семицветик». Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша. Идею акции мы почерпну-ли в книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».

В раздевалке на кабинке ребенка закрепляется «Цветик – семицветик», вырезанный из картона. На лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребен-ка, которыми он гордится. «За что его хвалить? Он ни чего не умеет» — недоумевают родители, когда им объясняют, правила проведения акции. Им, вечно спешащим, занятым, не приходит в голову, что достижение – это не обязательно победа на Олимпийских играх. Это и первая самостоятельно застегнутая пуговица, и убранные после себя игрушки, и многое другое, что так важно для ребенка.

Педагоги, музыкальный руководитель и родители активно вовлечены в подготовку данного мероприятия.

Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компе-тентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

На базе нашего ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка, который посещают родители и дети с диагнозом ДЦП. Для них организованы консультации специалистов, игры в сухом бассейне и с мягкими модулями, а так же различные виды гимнастик с ис-пользованием специальных тренажеров.

В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – роди-тель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологиче-ского здоровья ребенка.

Литература:

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд. — М., 1993.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2006.
  3. Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра детства, семья. Т.1. — М., 2005.
  4. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.
  5. Андриеш В. А., Бубнова С. Ю., Зайцева И. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г. – 112с.
  6. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников». 2009г.
  7. Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста». 2006г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год