Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова | |||
20.05.2017 19:47 | |||
Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова, г. Киселевск, Кемеровской обл. Гражданское воспитание в ДОУ направленно на развитие гражданских чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание гражданина, любящего свою Родину и гордящегося ею. В современном мире задача гражданского воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к родине — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Весьма эффективным средством воспитания гражданских чувств, является правильная организация предметно-пространственной среды в группе, организация которой (с учетом ФГОС) строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, гражданские чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей ребенка действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
Очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, гражданскую, природоохранную функции. В патриотическом центре размещены карточки-иллюстрации, альбомы, посвященные Киселевску, постоянно-действующая выставка «Киселёвск – город сердцу родной». Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его «маленькой» Родине (об историческом прошлом города, о живописных местах, о памятниках природы и архитектуре, и о многом другом. Постепенно в группах сложилась определенная система по ознакомлению детей с родным городом, начинаестя с темы: «Моя улица». Дети из кубиков и другого необходимого оборудования могут самостоятельно сконструировать свою улицу. Макет детского сада и прилегающая к нему территория с интересом рассматривается детьми, проигрывается маршрут их передвижения. Когда дети становятся старше, информация и наглядные пособия для изучения становятся сложнее. Детям старшей и подготовительной группы даётся информация о символике Российского государства, даются понятия о географическом положении страны, области, города. Патриотический центр дополняется портретами первых лиц государства, символикой страны, которую дети этого возраста должны уже знать. Важным средством гражданского воспитания является приобщение детей к традициям народа. Исконно русская традиция встречать гостей хлебом – солью так же отраженна в патриотическом центре. Старшие дошкольники должны иметь представления о нашей истории, чтить память погибших воинов, в связи с этим создана музейная экспозиция «Награды наших прадедов», оформлены материалы о российской армии. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его гражданские чувства не менее, чем героизм военного подвига. Главное богатство нашего края — уголь. Ценен и почетен труд горнорабочего. Работа по формированию уважительного отношения к шахтёрскому труду завершается созданием макетов «Шахта», «Разрез». Любить Родину – это знать её историческое наследие. Знакомство с бытом, обычаями русского народа может найти своё отражение в экспозиции «Русская изба», с видами народно – прикладного искусства. Создавая данную экспозицию, хотелось у детей вызвать интерес к жизни на Руси, к крестьянской деревне, дать представления о избе, одежде, о березке, как символе России, грациозности, красоте русского дерева. Понятие гражданство включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Детям дается представление о других странах и символики каждой из них. Много разных людей живет на Земле. Они отличаются друг от друга, цветом кожей, одеждой, питанием, песнями и танцами. Воспитанию толерантности способствует постоянно действующая выставка «Мы дети твои, Земля» Воспитание гражданских чувств, представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности и истории. Педагоги ДОУ стараются, что бы содержание предметно-пространственной среды соответствовало интересам мальчиков и девочек, периодически изменяем ее, постоянно обогащаем для того, чтобы обеспечивались «зоны ближайшего развития» детей. Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи гражданского воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания граждан. Благодаря предметно-пространственной среде и работе, проводимой в группах, у старших дошкольников сформировано положительнее отношение к родному краю, уважение к символике страны, укрепились внутрисемейные связи. Дети гордятся своей принадлежностью к Российской стране и ее народу. Личностно-ориентированная среда в группе стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, способствует формированию гражданских чувств дошкольников. Воспитанники становятся более активными, общительными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности. Раскрывается проблема воспитания гражданских чувств у дошкольников. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Наблюдая за развитием детей, их интересами, пришли к выводу, что предметно – пространственная среда способна вызывать интерес у воспитанников и развивать личность ребенка в нужном направлении. Правильно организованное пространство группы способно положительно повлиять на развитие гражданских чувств у дошкольников.
|