Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества
Педагогика
Автор: Горошникова Татьяна Сергеевна, Егорова Марина Николаевна   
14.05.2017 21:54

Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного обществаФормирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества

Formation of the basic cultural values of senior preschool children in the conditions of development of the information society.

Авторы:

  • Т.С. Горошникова,
  • М.Н. Егорова

МАДОУ «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида», Киселевск

T.S. Goroshnikova,

M.N. Egorova

MADOU “Kindergarten №2 «Rays» combined type “ Kiselevsk

 

В данной статье рассмотрены источники информации, с помощью которых происходит формирование базовых культурных ценностей дошкольников. В статье предлагается описание важнейших источников информации. Особое внимание уделяется работе с информационными технологиями.

This article describes the sources of information in which is formed the basic cultural values of preschool children. The paper proposes a description of the most important sources of information. Particular attention is paid to work with information technologies.

Ключевые слова: воспитанник, культурные ценности, межличностное общение, информационные технологии, наблюдение, книга.

Pupil, cultural values, interpersonal communication, Information technology, observation method, book.

В ходе реализации основной образовательной программы ФГОС, педагог сталкивается с множеством вопросов, которые требуют решения. Как способствовать тому, чтобы мир, окружающий ребенка стал для него понятен и интересен? Какие условия необходимо создать, чтобы воспитанник захотел познать этот мир? Как довести современный мир информации до понимания ребенком? Как научить его отбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна, и пользоваться ею? ДОУ, в соответствии с существующим законодательством, призвано обучить ориентированию детей в информационных потоках, дошкольники должны уметь работать с информацией, полученной различными способами, то есть искать, получать и фиксировать информацию и использовать ее в своем познавательном развитии. Базовые ценности выступают как система координат, которая необходима, чтобы оценить себя, других, выразить свое отношение, сделать выбор. Система ценностей, которая изменяется в течение жизни и зависит от возраста, интересов, мировоззрения, социума, необходимо учитывать этническую и религиозную принадлежность семьи, профессии родителей, традиции и обычаи, эстетические, нравственные и познавательных потребностей близких людей. Ценностный компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ценностную направленность, которая является основой общей культуры.

В настоящее время при формировании базовых культурных ценностей старших дошкольников главными путями получения необходимой информации являются изучение книг, межличностное общение, постоянные наблюдения, работа с компьютером.

Книга, книжный текст — представляет собой наиболее доступный источник знаний для детей в детском саду. Обращение к книгам способствует раскрытию перед детьми всего мира, красочные издания, которые так привлекают детское внимание, рассказывают обо всём, что необходимо знать об окружающем мире в данном возрасте. В течение осуществления образовательной деятельности ребенок черпает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационное взаимодействие. При рассматривании и изучении книги детям легче осмыслить полученную учебную информацию, перенося её в реальный мир, как бы сравнивая происходящее, обогащают свой словарный запас, развивают память, мышление, учатся концентрировать внимание, работать с рисунками, таблицами, анализировать полученную информацию, выделять главное и второстепенное в тексте, осуществляют библиографический поиск, реализуют простые проекты. С помощью различных энциклопедических изданий воспитанники запасаются новыми знаниями, пополняют свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением новых слов, усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Здесь роль педагога заключается в том, чтобы научить детей правильно пользоваться энциклопедиями и отбирать нужную для себя информацию.

Ещё одним важнейшим источником информации является межличностное общение. Коммуникативное взаимодействие воспитанников между собой, со взрослыми, с родителями. В процессе общения происходит обмен информацией. Возникает вопрос, а всегда ли дети готовы к тому, чтобы правильно использовать информацию, которой они овладевают при осуществлении образовательного процесса? Во время своей деятельности, педагог учит дошкольника общаться, обмениваться информацией, формировать умение взаимодействовать с полученной информацией, выбирать жизненно важное в ней для решения каких-либо трудностей. Дошкольники вступают во взаимодействие тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают смысл межличностного общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Словарный запас дошкольников достаточно богат, однако умение вести диалог у многих детей развито слабо, тем не менее типичным в этом возрасте является информационный диалог. Тематика разговора детей друг с другом обуславливается главным образом обсуждением игр, игрушек, кинофильмов, телепередач, коллекций, домашних животных, отношений между детьми и семейных событий. Межличностное общение дает дошкольнику возможность принять на себя черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного и духовного поведения.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит в основном эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник принимает на себя роль маленького исследователя, опытным путем получая ответы на свои вопросы, испытывающий чувство радости от своих открытий и тем самым пробуждая ещё больший интерес. Ребенок стремится к активной деятельности. Экспериментирование и наблюдения в данном возрасте являются наиболее близкими и естественными для дошкольника. Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Наблюдения детей должны быть научными, доступными, увлекательными и интересными. Наблюдение обогащает кругозор, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Наблюдение выступает как ещё один способ извлечение информации.

Сегодня дети быстро осваивают новую информационную технику, в том числе компьютеры, поэтому работа на персональных компьютерах, которые являются наиболее доступными дома, прежде всего, оживляет процесс обучения и вовлекает его в познание окружающего мира. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом. Развивается стремление познать и увидеть большее. В процессе компьютерных игр у ребенка развивается самостоятельность и чувство ответственности за те или другие действия.

С помощью технических средств можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку воспитанников и высвободить время для их творческого развития. Приобщение дошкольников к работе с компьютерными технологиями способствует совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.). При использовании компьютерной презентации, образовательная деятельность становится более насыщенной, яркой, появляется возможность увеличения темпа. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе образовательной деятельности привлекают большее внимание дошкольников. Помогают развивать и автоматизировать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, флешкартами, учат рационально использовать своё время.

Все эти возможности позволяют увлечь дошкольников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию. Таким образом, занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников. Так как дети в среднем дошкольном возрасте обладают широкой фантазией и огромным желанием проявить себя с помощью любых средств доступных в данном возрасте, то педагогу следует учить его как можно чаще выносить во внешний мир свои собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование на занятиях в ДОУ дает возможность проявить себя любому из воспитанников, при этом ребенок самостоятельно выбирает форму работы, доступную именного для его понимания.

Современное общество характеризуется как информационное, что порождает значимость информации в современном мире, ее особую роль и ценность, а также диктует необходимость совершенствования способов и методов получения, обработки, систематизации и передачи информации. Область образования в этом плане является самой актуальной: одним из приоритетных направлений развития образования в России становится создание образовательной информационной среды, которая важна для усвоения ребенком социального опыта, выражения собственной позиции, проявления самостоятельности, индивидуальности, а также для сотрудничества ДОУ и семьи.

Литература

  1. Михеев, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников [текст] / Е.В. Михеев, — Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.
  2. Соколова Т.Е. Информационная культура ребенка. Учебно-методическое пособие. Выпуск 1, Самара: Учебная литература, Федоров, 2008.
  3. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста / С.В. Гурьев
  4. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003. — № 9. -С. 32-38
  5. Фарафуллина В. Х. Развитие информационной культуры младших школьников. http: //festival. 1september. ru/authors/102-622-032
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год