Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества |
Педагогика | |||
Автор: Горошникова Татьяна Сергеевна, Егорова Марина Николаевна | |||
14.05.2017 21:54 | |||
Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества Formation of the basic cultural values of senior preschool children in the conditions of development of the information society. Авторы:
МАДОУ «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида», Киселевск T.S. Goroshnikova, M.N. Egorova MADOU “Kindergarten №2 «Rays» combined type “ Kiselevsk
В данной статье рассмотрены источники информации, с помощью которых происходит формирование базовых культурных ценностей дошкольников. В статье предлагается описание важнейших источников информации. Особое внимание уделяется работе с информационными технологиями. This article describes the sources of information in which is formed the basic cultural values of preschool children. The paper proposes a description of the most important sources of information. Particular attention is paid to work with information technologies. Ключевые слова: воспитанник, культурные ценности, межличностное общение, информационные технологии, наблюдение, книга. Pupil, cultural values, interpersonal communication, Information technology, observation method, book. В ходе реализации основной образовательной программы ФГОС, педагог сталкивается с множеством вопросов, которые требуют решения. Как способствовать тому, чтобы мир, окружающий ребенка стал для него понятен и интересен? Какие условия необходимо создать, чтобы воспитанник захотел познать этот мир? Как довести современный мир информации до понимания ребенком? Как научить его отбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна, и пользоваться ею? ДОУ, в соответствии с существующим законодательством, призвано обучить ориентированию детей в информационных потоках, дошкольники должны уметь работать с информацией, полученной различными способами, то есть искать, получать и фиксировать информацию и использовать ее в своем познавательном развитии. Базовые ценности выступают как система координат, которая необходима, чтобы оценить себя, других, выразить свое отношение, сделать выбор. Система ценностей, которая изменяется в течение жизни и зависит от возраста, интересов, мировоззрения, социума, необходимо учитывать этническую и религиозную принадлежность семьи, профессии родителей, традиции и обычаи, эстетические, нравственные и познавательных потребностей близких людей. Ценностный компонент составляет ядро структуры личности и характеризует ценностную направленность, которая является основой общей культуры. В настоящее время при формировании базовых культурных ценностей старших дошкольников главными путями получения необходимой информации являются изучение книг, межличностное общение, постоянные наблюдения, работа с компьютером. Книга, книжный текст — представляет собой наиболее доступный источник знаний для детей в детском саду. Обращение к книгам способствует раскрытию перед детьми всего мира, красочные издания, которые так привлекают детское внимание, рассказывают обо всём, что необходимо знать об окружающем мире в данном возрасте. В течение осуществления образовательной деятельности ребенок черпает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации, т.е. осуществляет информационное взаимодействие. При рассматривании и изучении книги детям легче осмыслить полученную учебную информацию, перенося её в реальный мир, как бы сравнивая происходящее, обогащают свой словарный запас, развивают память, мышление, учатся концентрировать внимание, работать с рисунками, таблицами, анализировать полученную информацию, выделять главное и второстепенное в тексте, осуществляют библиографический поиск, реализуют простые проекты. С помощью различных энциклопедических изданий воспитанники запасаются новыми знаниями, пополняют свой словарный запас, уточняют его и активизируют, знакомятся с лексическим значением новых слов, усваивают грамматические формы, учатся правильному произношению и соблюдению в словах нормативного ударения. Здесь роль педагога заключается в том, чтобы научить детей правильно пользоваться энциклопедиями и отбирать нужную для себя информацию. Ещё одним важнейшим источником информации является межличностное общение. Коммуникативное взаимодействие воспитанников между собой, со взрослыми, с родителями. В процессе общения происходит обмен информацией. Возникает вопрос, а всегда ли дети готовы к тому, чтобы правильно использовать информацию, которой они овладевают при осуществлении образовательного процесса? Во время своей деятельности, педагог учит дошкольника общаться, обмениваться информацией, формировать умение взаимодействовать с полученной информацией, выбирать жизненно важное в ней для решения каких-либо трудностей. Дошкольники вступают во взаимодействие тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-практические основания, которые обуславливают смысл межличностного общения, его длительность, интенсивность и устойчивость. Словарный запас дошкольников достаточно богат, однако умение вести диалог у многих детей развито слабо, тем не менее типичным в этом возрасте является информационный диалог. Тематика разговора детей друг с другом обуславливается главным образом обсуждением игр, игрушек, кинофильмов, телепередач, коллекций, домашних животных, отношений между детьми и семейных событий. Межличностное общение дает дошкольнику возможность принять на себя черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного и духовного поведения. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит в основном эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник принимает на себя роль маленького исследователя, опытным путем получая ответы на свои вопросы, испытывающий чувство радости от своих открытий и тем самым пробуждая ещё больший интерес. Ребенок стремится к активной деятельности. Экспериментирование и наблюдения в данном возрасте являются наиболее близкими и естественными для дошкольника. Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Наблюдения детей должны быть научными, доступными, увлекательными и интересными. Наблюдение обогащает кругозор, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Наблюдение выступает как ещё один способ извлечение информации. Сегодня дети быстро осваивают новую информационную технику, в том числе компьютеры, поэтому работа на персональных компьютерах, которые являются наиболее доступными дома, прежде всего, оживляет процесс обучения и вовлекает его в познание окружающего мира. У ребенка появляется интерес не только к предмету, но и к обучению в целом. Развивается стремление познать и увидеть большее. В процессе компьютерных игр у ребенка развивается самостоятельность и чувство ответственности за те или другие действия. С помощью технических средств можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку воспитанников и высвободить время для их творческого развития. Приобщение дошкольников к работе с компьютерными технологиями способствует совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.). При использовании компьютерной презентации, образовательная деятельность становится более насыщенной, яркой, появляется возможность увеличения темпа. Информационные объекты, демонстрируемые в ходе образовательной деятельности привлекают большее внимание дошкольников. Помогают развивать и автоматизировать у детей необходимые навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками, флешкартами, учат рационально использовать своё время. Все эти возможности позволяют увлечь дошкольников процессом обучения и создать для них прочную мотивацию. Таким образом, занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников. Так как дети в среднем дошкольном возрасте обладают широкой фантазией и огромным желанием проявить себя с помощью любых средств доступных в данном возрасте, то педагогу следует учить его как можно чаще выносить во внешний мир свои собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование на занятиях в ДОУ дает возможность проявить себя любому из воспитанников, при этом ребенок самостоятельно выбирает форму работы, доступную именного для его понимания. Современное общество характеризуется как информационное, что порождает значимость информации в современном мире, ее особую роль и ценность, а также диктует необходимость совершенствования способов и методов получения, обработки, систематизации и передачи информации. Область образования в этом плане является самой актуальной: одним из приоритетных направлений развития образования в России становится создание образовательной информационной среды, которая важна для усвоения ребенком социального опыта, выражения собственной позиции, проявления самостоятельности, индивидуальности, а также для сотрудничества ДОУ и семьи. Литература
|