Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии c ФГОС ДО посредством нетрадиционных материалов |
Педагогика | |||
Автор: Иксанова Татьяна Вячеславовна, Молева Оксана Владимировна, Зарубина Наталья Вячеславовна, Тропникова Юлия Игоревна | |||
10.05.2017 22:53 | |||
Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии c ФГОС ДО посредством нетрадиционных материалов Авторы:
воспитатели Архангельская область город Котлас МДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 «Огонёк» Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно–пространственной среды. Она должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. Изучив психолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играми детей и проанализировав развивающую предметно-пространственную среду в группах, пришли к выводу, что необходимо создать такую среду, которая бы отвечала требованиям ФГОС ДО. Мы, педагоги ДОУ, находимся в постоянном поиске путей создания такой среды.
Проблема недостаточности финансирования серьёзно ограничивает возможности создания такой среды. Очевидно, что решать данную проблему нужно посредством использования нетрадиционных, доступных, экономичных материалов. В 2015 году нами совместно с родителями были созданы маркеры игрового пространства из сэндвич–панелей, которые прекрасно прижились в группах и понравились детям. На этом мы решили не останавливаться, задумались, из чего ещё можно сделать аналоги дорогих пособий? И в 2016 году в ДОУ появились подобные маркеры и оборудование, изготовленное из ПВХ-труб. Как оказалось, данный материал даёт ещё больше возможностей для творчества и вариативности. Всего лишь один раз изготовив конструктор из труб, можно обеспечить группу различными вариантами игрового оборудования. Элементы такого конструктора лёгкие, эстетичные и безопасные. А изготовленное оборудование полифункционально, вариативно и трансформируемо. Конструктор из ПВХ-труб — это набор полипропиленовых труб разного размера, одного диаметра, заглушки, уголки, тройники, крепления – клипсы. Концы труб обработаны с помощью специального приспособления (снят верхний слой на ширину 30 мм), что дает возможность для монтажа, избегая спайки и демонтажа конструкций. Методическое руководство к конструктору Цель изготовления конструктора: предоставление возможности для творческой самореализации детей в игре посредством преобразования РППС самими детьми. Конструктор реализует следующие задачи:
Конструктор обладает рядом достоинств и отвечает современным требованиям:
Из конструктора собираются различные конструкции — «маркеры». 1. Конструкция «Куб» состоит из одинаковых труб 1,2м. (12 шт.) и тройников (8шт.)
2. Конструкция «Ворота» Для двух ворот понадобится по 4 трубы (1, 2м.), 2 тройника сверху, 2 короткие трубы (0, 4м) сверху, 4 уголка снизу, 2 трубы (0, 8м) снизу и по бокам сзади ворот на клипсах наклонно крепятся 2 трубы (1, 8м) с заглушками.
3. Конструкция «Ширма» — это вертикально стоящий квадратный контур, для декораций и фона, состоит из 4 труб по 1,2 м; 2 уголков (крепление сверху) и 2 тройников внизу. И параллельно стоящий прямоугольный контур (2 трубы по 1,2м горизонтальные; 2 трубы по 0,6м — вертикальные; 2 угольника вверху и 2 тройника внизу), 2 средние трубы соединяют обе части и являются опорой. Использование: кукольный, пальчиковый, перчаточный театр. На прямоугольный контур необходимо повесить ткань и декорации. 4. Конструкция «Сцена» это 3 вертикально стоящих квадратных контура, скрепленных между собой клипсами, каждый из которых состоит из 4 труб по 1,2м; 2 уголков и 2 тройников, внизу добавлены короткие трубы с заглушками, для устойчивости. Сверху с помощью клипс крепятся трубы с заглушками:
5. Конструкция «Полифункциональный кинетический стол» состоит из 2 частей. Первая часть (нижняя) — это вертикально стоящий прямоугольный контур, скрепленный между собой уголками, каждый из которых состоит из 4 труб: 2 трубы — 82 см, 2 трубы — 40 см. Стол стоит на 4 ножках по 46 см. Вторая часть (верхняя) используется для переливания воды, которая состоит из вертикальной трубы — 95 см. и 2 боковых труб – 36см., скрепленных между собой уголками. Также используются дополнительные детали: краны, воронки, заглушки. На горизонтальную поверхность стола в зависимости от деятельности можно крепить: тазы, подносы, прозрачную раму. Можно использовать как в здании, так и на участке детского сада в теплое время года. Обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами: с песком, манкой и водой; развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки. 6. «Ширма – трансформер» Многофункциональная трёхстворчатая конструкция, разделяющая пространство. Ширма устойчиво стоит на полу. Ширма одета в кусочки ткани яркой расцветки, которые закреплены на кольцах с прищепками и с помощью петель на кнопках. Ткань легко снимается и стирается. Напольная ширма предназначена для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.), театральных постановок с использованием различных видов кукол, как уголок уединения, разделение пространства, развития двигательной активности. На ткани с одной стороны сделаны прозрачные карманы, в которых можно расположить наглядный материал.
|