Презентация "Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры" |
Педагогика | |||
Автор: Осокина Екатерина Андреевна | |||
06.05.2016 19:30 | |||
Презентация "Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры" МДОУ детский сад № 10 Осокина Е.А. Источник и компоненты игры. Основной источник игры — окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Компоненты игры состоят из сюжета игры, содержание игры и роли. Сюжет игры- Это сфера деятельности, которая воспроизводиться детьми.
Сюжеты игры разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т.д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, библиотеку, школу и т.д.) Содержание игры-взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, вызывает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего школьного возраста отличаются от игр, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями воображения, мышления и речи. Роль Средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция он соотносит себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых Принципы организации сюжетной игры
Цель педагогических воздействий Формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками. Организация игры в первой младшей группе Формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога: Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом. Связать два-три игровых действия, в смысловую цепочку, словесно обозначить их, продолжать по смыслу действия. Приемы руководства игрой Игры – инсценировки «Игра рядом» Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности. Организация игры во второй младшей группе Задачи: Развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами. Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре. Формирование игрового действия - Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. - Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. -Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета Формирование ролевого поведения Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама — дочка, доктор — больной, продавец — покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный Роль педагога
Организация игры в средней группе Задачи: Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров. Умение применить игровую роль. Обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Условия развития игры Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих). Роль педагога
Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации. Организация игры в старшей и подготовительной группах Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра-придумывание). Роль педагога (в ходе игры второстепенная) Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность Включает в игру застенчивых детей способствует ролевой социализации мальчиков и девочек в игре На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее. Дайте детству состояться! Дайте детству наиграться! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|