План открытого занятия по развитию познавательных интересов в проектно – исследовательской деятельности «Корона из росы» |
Педагогика | |||
Автор: Казакова Юлия Николаевна | |||
07.05.2016 16:15 | |||
План открытого занятия по развитию познавательных интересов в проектно – исследовательской деятельности «Корона из росы» Группа: старшая/ подготовительная Цель игрового занятия: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи игрового занятия:
Формы работы:
Материалы: вода, емкости для заморозки воды различных форм и размеров, формочка в виде короны, лед, условные мерки, схема измерения, фотография розы с капельками росы, сказочная книга. Конспект занятия 1 день – 1 этап Воспитатель: Ребята, в книжном шкафу я нашла старинную книгу, решила ее прочитать. Свое чтение я начала со сказки «Корона», но на самом интересном моменте обнаружила, что в книге не хватает нескольких страниц. Мне стало очень интересно: а что же будет с персонажами дальше? Но я не смогла придумать. Может быть, у вас получится? Сейчас я прочитаю начало сказки, а конец мы придумаем вместе или вы предложите свои варианты – размышления. «Жил – был богатый император, у которого была единственная наследница дочь. И была она настолько красива, настолько надменна и строптива. Она носила самые красивые платья из тончайшего шелка, ее голову украшали красивейшие драгоценные камни из императорской казны, но она всегда была всем недовольна. Ей хотелось иметь что-нибудь такое, чего не имеет ни один человек на свете. Однажды на рассвете, гуляя по саду, она посмотрела на розы и пришла в ярость. На нежных розовых лепестках, как маленькие короны, сверкали капли росы, похожие на бриллианты самой чистой воды, рассвет делал их еще прекраснее (картинки на экране или телевизоре). - Значит, какие — то ничтожные цветы красивей меня – самой прекрасной девушки на свете?! – закричала в бешенстве принцесса и побежала в слезах во дворец. - Сейчас же сделайте мне корону из росы! — заявила она отцу – императору. Старый мудрый император понимал, что это невозможно, поскольку он любил свою дочь больше всего на свете, то пообещал ей выполнить ее просьбу. Он собрал самых опытных ювелиров и объявил им, чтобы через три дня сделали для принцессы корону из капель росы. Один из них согласился..» На этом, ребята, сказка оборвалась. Чем она закончится, я не знаю. Как вы думаете, что предложил императору ювелир? Удастся ли ему смастерить корону из росы для капризной принцессы? Предположения детей. Внесение картины с изображением росы на цветах. Диалог воспитателя с детьми в форме беседы. - Давайте разберемся, что же такое роса? - Это вода. - А можно ли сделать из воды корону? - Нет. - Почему? - Вода жидкая, течет, не держит форму. - А как же тогда предложил сделать корону из росы ювелир? - Предложил сделать воду твердой. - А как сделать воду твердой? Как сделать, чтобы вода могла принимать любую форму на длительное время? - Воду заморозить… Предложения детей: - Налить воду в формочки в виде короны: когда вода замерзнет, получится корона из росы. - Налить воду в формочки, чтобы получились после заморозки льдинки, которые потом можно наклеить на корону из картона. - Какие еще идеи? - Предлагаю налить воду в формочки и посмотреть, как она будет выглядеть, когда замерзнет. - Приступим к эксперименту, а завтра рассмотрим его результат и узнаем, наконец – то получится ли у нас, как у ювелира, корона из росы? А, может быть, он нашел другое решение «каприза принцессы»? Провести работу с водой вместе с детьми, оставив воду до следующего дня в морозильной камере или холодильнике. 2 день – 2 этап Воспитатель: Вчера мы с вами заморозили воду. Как мы это сделали? Ответы детей и вопросы воспитателя: - Налили воду в формочку и формы разных размеров и поставили в холодильник на всю ночь. - Сегодня у нас получилось много кусков льда различной формы и размера. Отчего зависит форма льда? -Форма льда зависит от формы емкости, в которую заливали воду для заморозки. - Ребята, получилась у нас корона из росы или нет? Почему? - Если бы мы сделали корону, то через некоторое время она все равно растаяла бы, потому что лед при данной температуре воздуха тает. - Вы правы, мои юные исследователи, и не расстраивайтесь, потому что мы много узнали о свойствах воды и способах ее измерения. И это еще не все. У меня есть для вас сюрприз: выпавшая из книги страница нашлась, и я вам сейчас дочитаю сказку. Слушайте внимательно. «Ювелира привели к императору и принцессе, и, склонив седую голову, старец подтвердил свои слова о том, что хочет изготовить для принцессы корону из росы. - Но у меня есть одна просьба, — объявил старец. - Говори, я все исполню, — ответила принцесса. - Я хочу, — продолжал старец, — чтобы вы, ваше высочество, самостоятельно собрали бы саду те капли росы, которые вам больше всего нравятся. Когда они будут у меня, я незамедлительно приступлю к работе. Недолго думая принцесса кинулась в сад. Было раннее утро, и все листья и цветы вокруг были покрыты капельками росы. Но как только принцесса прикасалась к ним, они таяли. Принцесса металась от листика к листику, от цветка к цветку, собирая капельки, пока не обежала весь сад. В самом дальнем его конце она увидела старого ювелира. Протянув ему ладонь, она увидела на ней лишь маленькую лужицу воды. Седой старик, улыбаясь, смотрел на нее, и принцессе стало очень стыдно. Щедро наградив ювелира, она отпустила его домой и с того дня никогда уже больше не упоминала о своем капризе». - Вот видите: то, что мы считали неудачей, оказалось результатом. И не просто результатом, а абсолютно верным результатом. У нас с вами все получилось. Только мы убедились в этом, проговорив предложения каждого из нас, а старец – ювелир из сказки – очень мудрый, опытный человек, он все знал заранее. Именно поэтому предложил принцессе попробовать самой собрать росу, чтобы убедиться, что это сделать невозможно. Вам понравилась сказка? К какому выводу мы можем придти? Ответы детей. Вывод: сказка учит нас не капризничать, быть сдержанным в своих желаниях и находить выход из самых сложных и запутанных ситуаций благодаря опыту наблюдений и наших знаний о свойствах разных предметов и объектов.
|