Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОУ
Педагогика
Автор: Казакова Галина Александровна   
21.12.2015 17:47

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОУПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОУ

Авторы:

  • Казакова Г. А., воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №8
  • Новопашина М. Д., воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №8

В основе личностно-ориентированного типа образования лежит иной доминирующий признак: "Личностно-ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности"2. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и опыт, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.

 

В настоящее время наблюдается недостаточная теоретическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования, заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка, самоценности периода детства. В основе построения педагогического процесса в ДОУ лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка.

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Во взаимодействии с детьми мы придерживаемся позиции так называемых трех «П»:

  1. «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
  2. «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
  3. «Принять» — всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, способной к саморазвитию и самореализации.

В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

Одним из основных условий реализации данного подхода является эффективная организация среды ДОУ. Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию в процессе решения образовательных задач индивидуальности обучающихся 1. В этом случае основным средством проектирования образовательной среды является избираемая дошкольником образовательная программа, которая рассматривается как индивидуальный образовательный маршрут.

Проектирование (создание) образовательной среды в нашем ДОУ предполагало два этапа. Первый этап – проектирование индивидуального маршрута.

На этом этапе необходимо было выяснить возможные пути индивидуализации образовательной программы и определить пути максимального удовлетворения образовательных ожиданий дошкольников.

  • Какие возможности выбора могут быть реализованы в образовательном процессе.
  • Какие образовательные технологии, ориентированные на определенный возраст детей, должны быть «добавлены в методический инструментарий» нас, как воспитателей.
  • Как может быть построена программа совместной с педагогом образовательной и самостоятельной деятельности детей, направленная на расширение образовательного пространства детей.
  • В каких формах, методах сопровождения и поддержки нуждается дошкольник.
  • В каких социально значимых делах дошкольники могли бы проявить себя активными участниками и организаторами.
  • Каким образом должно быть устроено пространство ДОУ для реализации идей обновления образовательного процесса.

Второй этап – был связан с разработкой плана реализации проекта образовательной среды на каждой возрастной ступени образовательного процесса.

Педагоги нашего ДОУ достаточно активно используют разнообразные технологии, позволяющие создавать условия для развития индивидуальных способностей детей. Однако в процессе создания образовательной среды чрезвычайно важно было определить тот круг технологий, которые, с одной стороны, позволят развивать личностные ресурсы каждого воспитанника, а с другой – отразят специфику нашего ДОУ, его уникальные образовательные возможности.

Такой спецификой ДОУ на протяжении всего времени ее существования остается поликультурное образование детей и широкие социокультурные связи с образовательными учреждениями города. Развитие подобного партнёрства является уникальным способом обогащения социального и культурного опыта детей и одновременно мотивирующей формой для освоения межкультурного взаимодействия.

Именно поэтому, наряду с использованием игровых методик, проектного обучения, мастерских, тематизации образовательного содержания мы стали постепенно вводить в практику работы

  • инновационные технологии в совместную образовательную деятельность педагога с детьми: игровые обучающие ситуации;
  • совместные проекты родителей и детей поликультурного содержания;
  • подготовку и участие в разнообразных международных и российских конкурсах творческого и познавательного направлений и т.д.

Созданная нами на сегодня в группах и помещениях ДОУ развивающая поликультурная среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию.

Особое внимание мы уделяем подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и насыщенность мы можем изменять в зависимости от интересов и потребностей детей.

Прежде всего, мы предоставляем детям возможность выбора содержания, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, выбора результатов и способов их оценивания.

Мы строим образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.

Задачи, темы, содержание и виды деятельности планируем и реализовываем исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляем вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических мероприятий.

Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы познания и различные виды детской деятельности, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.

Таким образом, при учете поликультурного компонента образования в личностно-ориентированном взаимодействии с детьми воспитываются и развиваются такие качества личности, как эмпатия, толерантность, любознательность к традициям, культуре другого народа, что создает предпосылки для становления нравственной и успешной личности. Ожидаемые нами результаты — расширение степеней свободы развивающегося ребенка, его способностей, прав, перспектив.

Сегодня мы можем говорить о таких результатах.

  • ДОУ выступает как культурно-образовательный центр, обеспечивающий преемственность региональной культуры для детей и их родителей.
  • В ДОУ создана эффективная система творческой деятельности детей, представляющая собой широкую сеть тематических проектов.
  • ДОУ выступает сегодня как инновационно-методический центр, помогающий творческому развитию поликультурной образовательной среды ДОУ в своем округе.

Таким образом, опыт нашего ДОУ по созданию открытой образовательной среды, ориентированной на учет поликультурного компонента образования при моделировании содержания личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, позволяет сделать вывод о продуктивности подобной деятельности, о возможности реализации указанных двух этапов проектирования параллельно и, безусловно, о необходимости ориентации системы управления ДОУ на личностный и профессиональный рост педагогического коллектива.

Литература:

  1. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста /О. В. Дыбина, Л.А. Пенькова, О.А. Еник. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 64с.
  2. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. – Вып. 1/ед. -сост. Н.Б. Крылова. — М.: РФФИ-ИПИ, 1995. – С.55.
  3. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. — 2-е изд. перераб. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год