ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Казакова Галина Александровна | |||
21.12.2015 17:47 | |||
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОУ Авторы:
В основе личностно-ориентированного типа образования лежит иной доминирующий признак: "Личностно-ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности"2. Личностное предназначение человека проявляется не в том, чтобы «брать» извне готовые знания и опыт, а чтобы продуцировать новые знания и опыт.
В настоящее время наблюдается недостаточная теоретическая и методическая подготовка специалистов ДОУ в вопросах личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования, заключается в признании уникальности субъективного опыта ребенка, самоценности периода детства. В основе построения педагогического процесса в ДОУ лежит субъект-субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка. Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Во взаимодействии с детьми мы придерживаемся позиции так называемых трех «П»:
Изменения социально-экономических условий в современном обществе привели к появлению успешной личности, обладающей творческой активностью, инициативностью, способной к саморазвитию и самореализации. В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Одним из основных условий реализации данного подхода является эффективная организация среды ДОУ. Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию в процессе решения образовательных задач индивидуальности обучающихся 1. В этом случае основным средством проектирования образовательной среды является избираемая дошкольником образовательная программа, которая рассматривается как индивидуальный образовательный маршрут. Проектирование (создание) образовательной среды в нашем ДОУ предполагало два этапа. Первый этап – проектирование индивидуального маршрута. На этом этапе необходимо было выяснить возможные пути индивидуализации образовательной программы и определить пути максимального удовлетворения образовательных ожиданий дошкольников.
Второй этап – был связан с разработкой плана реализации проекта образовательной среды на каждой возрастной ступени образовательного процесса. Педагоги нашего ДОУ достаточно активно используют разнообразные технологии, позволяющие создавать условия для развития индивидуальных способностей детей. Однако в процессе создания образовательной среды чрезвычайно важно было определить тот круг технологий, которые, с одной стороны, позволят развивать личностные ресурсы каждого воспитанника, а с другой – отразят специфику нашего ДОУ, его уникальные образовательные возможности. Такой спецификой ДОУ на протяжении всего времени ее существования остается поликультурное образование детей и широкие социокультурные связи с образовательными учреждениями города. Развитие подобного партнёрства является уникальным способом обогащения социального и культурного опыта детей и одновременно мотивирующей формой для освоения межкультурного взаимодействия. Именно поэтому, наряду с использованием игровых методик, проектного обучения, мастерских, тематизации образовательного содержания мы стали постепенно вводить в практику работы
Созданная нами на сегодня в группах и помещениях ДОУ развивающая поликультурная среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию. Особое внимание мы уделяем подбору и организации игрового и дидактического материала, который позволяет выявить творческий потенциал каждого ребенка, изобретательность детей к содержанию, виду и форме познания, отражать зону ближайшего развития дошкольников. Содержание и насыщенность мы можем изменять в зависимости от интересов и потребностей детей. Прежде всего, мы предоставляем детям возможность выбора содержания, выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, выбора результатов и способов их оценивания. Мы строим образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития. Задачи, темы, содержание и виды деятельности планируем и реализовываем исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей детей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляем вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических мероприятий. Тематические мероприятия, объединяющие в одной теме все способы познания и различные виды детской деятельности, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Таким образом, при учете поликультурного компонента образования в личностно-ориентированном взаимодействии с детьми воспитываются и развиваются такие качества личности, как эмпатия, толерантность, любознательность к традициям, культуре другого народа, что создает предпосылки для становления нравственной и успешной личности. Ожидаемые нами результаты — расширение степеней свободы развивающегося ребенка, его способностей, прав, перспектив. Сегодня мы можем говорить о таких результатах.
Таким образом, опыт нашего ДОУ по созданию открытой образовательной среды, ориентированной на учет поликультурного компонента образования при моделировании содержания личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, позволяет сделать вывод о продуктивности подобной деятельности, о возможности реализации указанных двух этапов проектирования параллельно и, безусловно, о необходимости ориентации системы управления ДОУ на личностный и профессиональный рост педагогического коллектива. Литература:
|