Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Служба ранней помощи в ДОУ
Педагогика
Автор: Краус Мария Викторовна   
17.12.2015 13:47

Служба ранней помощи в ДОУ

Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у дошкольников, проводила бы коррекционные и профилактические мероприятия. В связи с этим началось изучение педагогического опыта по коррекции нарушений у детей раннего возраста. Раннее вмешательство может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

 

Команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: педагог- психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный и медицинский работники, педагоги младших групп. При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного взаимодействия с детьми.

Цель работы Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

Задачи службы:

  1. Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
  2. Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
  3. Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
  4. Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

В обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог оказывает помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.

Клиенты службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет: с выявленными отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению педагогов с согласия родителей.

Показаниями для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием:

  1. Дети с выявленными отклонениями в развитии — нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
  2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др.), у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
  3. Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.

К числу ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести:

1. Консультативно – диагностическое направление:

  • определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
  • максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
  • анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
  • консультирование родителей по вопросам;
  • обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
  • реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
  • консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:

  • разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
  • обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

3. Информационно-методическое направление:

  • информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
  • информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
  • создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
  • повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.

В условиях групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:

  • развивающих занятий в соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
  • коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи.
  • игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

Так же оказывается помощь молодым специалистам, работающими с детьми раннего возраста. Практические навыки воспитатели могут получить при посещении и наблюдении за работой более опытных воспитателей, а так же при проведении открытых мероприятий.

Осуществляется оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста. Помощь оказывается через консультирование и заседания СРП, где решаются образовательные задачи с целью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики раннего детства. Заседания проводятся практически ежемесячно специалистами и педагогами ДОУ. Они носят большей частью практический характер. Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей: компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т.д.

Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.

Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи:

  1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
  2. Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
  3. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам. Обращение семьи в Службу ранней помощи.
  4. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
  5. Промежуточная диагностика.
  6. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
  7. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
  8. Определение дальнейшего образовательного маршрута.

Подводя итоги деятельности Службы ранней помощи, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. Т. о., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год