Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Логические соты»
Педагогика
Автор: Клобукова Олеся Владимировна   
07.08.2015 10:52

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Логические соты»Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Логические соты»

Разработали педагоги МАДОУ «Детский сад №88» г.Березники Пермского края: педагог – психолог

Клобукова Олеся Владимировна; воспитатель I кв. категории Кравец Елена Александровна

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Игры для детей 3 – 4 лет
  • «Разноцветная полянка»
  • «Найди такую же»
  • «Елочка, елка, зеленый наряд»
  • «Соты – разноцветы»

3. Игры для детей 4 – 5 лет

  • «Юные дизайнеры»
  • «Пчелкины сказки»
  • «Живое – неживое»

4. Игры для детей 5 – 7 лет

  • «Экологические цепочки»
  • «Звуко – соты»

5. Список используемой литературы

 

Скачать пособие

Пояснительная записка

Представленное дидактическое пособие «Логические соты» базируется на содержании программы «Развитие» и основных принципах современной системы дошкольного образования: динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности социальных заказчиков и самих воспитанников. Одной из приоритетных задач программы «Развитие» под ред. О.М. Дьяченко является введение в обучение дошкольников действий, в максимальной степени развивающих умственные способности. Это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. Дидактическое пособие «Логические соты» представляют собой наглядную модель, в которой выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде свойства предметов и явлений, их связи и отношения.

Цель настоящего пособия: формирование навыка использования образов, соответствующих сенсорным эталонам, в процессе отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Побуждать детей к использованию обобщенного способа действия с наглядными моделями
  • Развивать умение обобщать свой собственный чувственный опыт
  • Способствовать формированию навыков самоконтроля, самооценки

- Развивать навыки сотрудничества.

Пособие представляет собой панно с мягкими модулями в виде пчелиных сот. В каждой ячейке – соте расположен прозрачный карман, в который вставляется картинка – знак. Количество и расположение сот варьируется в зависимости от программных требований, возрастных особенностей и уровня развития детей. Дидактическое пособие «Логические соты» содержит в себе широкий спектр дидактических игр направленных на формирование восприятия сенсорных эталонов – общепринятых образцов внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, фонематического строя речи). Предложенные варианты игр – лишь база, опираясь на которую можно видоизменять содержание до бесконечности. Предлагаемые игры могут быть использованы педагогами в разных видах совместной деятельности: игра, конструирование, моделирование с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

В процессе работы с данным пособием ребенок имеет возможность получить информацию в доступной форме, обобщить и закрепить знания. Благодаря такой схеме построения работы ребенок не только успешно усваивает сенсорные эталоны, но обобщает и проявляет свой эмоционально – познавательный опыт.

В течение 2009-2010 года дидактическое пособие «Логические соты» было апробировано педагогами О.В. Клобуковой и Е.А. Кравец с детьми дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад №88» г. Березники. Система апробации проходила в рамках проекта Федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и включала в себя диагностику по программе «Развитие», наблюдения за детьми в совместной и самостоятельной деятельности, анкетирование родителей и отзывы педагогов. Положительную оценку эффективности использования дидактического пособия дали 97% родителей и педагогов 100%. Итоги мониторинга показали, что применение дидактического пособия «Логические соты» способствует успешному усвоению программного материала, развитию навыков сотрудничества и позитивной оценке собственной деятельности, кроме того, выросла инициатива детей к приобретению новых знаний.

Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений и может быть интересен педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов.

Дидактические игры для детей 3-4 лет (вторая младшая группа)

«Разноцветная полянка»

Цель: развитие представлений об основных цветах спектра, посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов, развитие первоначальных навыков сотрудничества.

Материал: шапочки пчелок с разноцветными усиками; шесть модулей – сот шести цветов спектра; вырезанные из цветного картона цветы с накладными серединками «нектар».

Ход игры:

  1. вариант: Дети выбирают шапочки с цветными усиками, определяют по цвету усиков, в какие соты будут носить «нектар», «летают» по полянке, по сигналу воспитателя берут с цветка «нектар» и несут его в соответствующие соты: (дети в шапочках с синими усиками носят синий «нектар» в соты с синей карточкой – значком)
  2. вариант: Детям предлагаются шапочки, соты и «нектар» с большим количеством оттенков цветов спектра.

«Найди такую же»

Цель: развитие представления о геометрических формах с целью их самостоятельного воспроизведения (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал: плоскостные изображения геометрических фигур; модули – соты, расположенные по кругу, в центральной соте располагается геометрическая фигура; предметные картинки формой напоминающие геометрические фигуры, счетные палочки, толстая нить; «Пчелкино ведерко»

Ход игры:

  1. вариант: В «пчелкином ведерке» лежат предметные картинки. Дети берут по одной картинке и вкладывают в соты в соответствии с условным обозначением геометрических фигур.
  2. вариант: В «пчелкином ведерке» лежат предметные картинки. Дети берут по одной картинке и вкладывают в соты в соответствии с условным обозначением геометрических фигур. Затем дети выкладывают ту геометрическую фигуру, к которой подбирали предметные картинки с помощью счетных палочек или толстой нити.

«Елочка, елка, зеленый наряд»

Цель: использование способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины, развитие навыков сотрудничества, обогащение словаря детей: дать понятие слова «хвойное»; закрепление знаний основных цветов спектра.

Материал: тканевые плоскостные изображения треугольников разных величин, тканевых кругов основных цветов спектра разных величин на липах; модули – соты вертикально расположенные по 4 – 5 ячеек, «пчелкино ведерко».

Ход игры:

  1. вариант: Дети объединяются в пары для игры. В «пчелкином ведерке» лежат треугольники разных размеров. Детям предлагается посадить елочки, чтобы получился хвойный лес.
  2. вариант: Объединившись в пары, дети подходят к изображению хвойного леса и украшают елочки цветными шариками в соответствии с величинами треугольников.

Примечание: данная игра предлагается детям в канун нового года и может являться праздничным оформлением групповой комнаты.

«Соты – разноцветы»

Цель: закрепление представлений о разновидностях эталонов цвета в процессе сопоставления оттенков цвета с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилам).

Материал: модули соты из 5 ячеек, расположенные по кругу, в центральной ячейке находится цвет – эталон; цветные карточки.

Ход игры:

Дети – пчелки в шапочках с цветными усиками находят себе пару и определяют по цветовому эталону соты, которые будут заполнять цветными карточками.

Дидактические игры для детей 4-5 лет (средняя группа)

«Юные дизайнеры»

Цель: закрепление умений ориентироваться в пространстве, упражнение в правильном использовании пространственных предлогов и наречий, развитие навыков сотрудничества.

Материал: несколько вариантов схемы — образца комнаты в виде соты, модуль – сота, геометрические фигуры – заместители мебели.

Ход игры:

  1. вариант: ребенку предлагается расположить мебель – геометрические фигуры – в соответствии с выбранной им схемой – образцом. Когда соты заполнены, дети соединяют их вместе – подучается улей, куда помещаются фигурки пчел.
  2. вариант: ребенку предлагается расположить мебель – геометрические фигуры – следуя словесному указанию педагога.
  3. вариант: В игре участвуют двое детей: один ребенок называет расположение мебели в комнате по схеме, а другой располагает мебель – геометрические фигуры – следуя словесному указанию первого ребенка.

Примечание: — кровать, — кресло, — стол, — табурет.

«Пчелкины сказки»

Цель: закреплять умения действовать с предметами – заместителями: выбор заместителей по заданному признаку (величина, цвет); побуждать детей к пересказыванию сказки, опираясь на заместители; развитие воображения: освоение действия «опредмечивания» заданного признака реальности (цвет); развитие навыков сотрудничества; развитие творчества.

Материал: модули — соты, сюжетные картинки к программным сказкам, геометрические фигуры разных цветов – заместители сказочных персонажей.

Ход игры:

  1. вариант: Дети выбирают по своему желанию иллюстрацию сказки и помещают ее в центральную соту. Используя заместителей персонажей сказки, дети вокруг центральной соты выстраивают цепочку событий по сюжету сказки. Затем к каждому персонажу настраивается своя сказка. Таким образом, конфигурация сот выстраивается в виде цветка.
  2. вариант: Дети выбирают по своему желанию иллюстрацию сказки и помещают ее в центральную соту. Используя заместителей персонажей сказки, дети вокруг центральной соты выстраивают цепочку событий по сюжету сказки. Далее дети придумывают дальнейшие события. Таким образом, конфигурация сот выстраивается в виде улитки.

«Живое — неживое».

Цель: закрепить умение детей различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой и неживой природы, классифицировать объекты живой и неживой природы с использованием условных обозначений; развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Материал: модули – соты, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, набор карточек с условными обозначениями живой и неживой природы.

Ход игры:

  1. вариант: В центральной соте расположена картинка, разделенная пополам. В одной половине условное обозначение объекта живой природы, а в другой – неживой. На ковре разложены в случайном порядке карточки с условными обозначениями живой и неживой природы. Дети объединяются в две группы и договариваются, кто собирает объекты живой природы, а кто – неживой. По сигналу педагога дети начинают работать. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданием быстрее.
  2. вариант: проводится по принципу первого варианта и направлен на классификацию объектов живой природы с использованием условных обозначений.

Дидактические игры для детей 5 — 7 лет

(1 вариант игр для старшей группы, 2 вариант для подготовительной к школе группы)

«Экологические цепочки»

Цель: развитие экологических представлений; закрепление действия использования моделей взаимосвязи живой и неживой природы; формирование логического мышления; развитие навыков сотрудничества и лидерских качеств.

Материал: модули – соты; предметные картинки с изображением объектов живой и неживой природы; карточки с условными обозначениями флоры и фауны и условий жизни на Земле.

Ход игры:

Дети объединяются в группы по 3 — 4 человека. Группы по очереди выбирают картинку с объектом живой или неживой природы и вставляют в центральную ячейку. Посредством логических умозаключений, основанных на опыте детей, приобретенном на занятиях, они выстраивают взаимосвязи. Таким образом, конфигурация сот, как правило, выстраивается в виде солнышка. Победителем считается та команда, которая выстроит «улей» из большего количества сот.

«Звуко – соты»

Цель: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия; формирование самоконтроля за речью; фонетического, фонематического, лексико-грамматического строя речи; формирование представлений о понятиях: «слово», «звук».

Материал: модули – соты; 2 картинки, разделенные пополам с двумя условными обозначениями звуков: гласных – согласных, твердых – мягких; предметные картинки.

Ход игры:

  1. вариант: В центральной соте расположена картинка, разделенная пополам. В одной половине условное обозначение согласного твердого звука, а в другой согласного мягкого звука. На ковре разложены в случайном порядке предметные картинки. Педагог обозначает звук, на который дети должны подобрать картинки. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданием.
  2. вариант: проводится по принципу первого варианта и направлен на классификацию согласных и гласных звуков.

«Рече – соты»

Цель: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия; формирование самоконтроля за речью; фонетического, фонематического, лексико-грамматического строя речи; формирование представлений о понятиях: «слово», «звук».

Материал: модули – соты; 2 картинки, разделенные пополам с двумя условными обозначениями звуков: гласных – согласных, твердых – мягких; предметные картинки.

Ход игры:

  1. вариант: В центральной соте расположена картинка, разделенная пополам. В одной половине условное обозначение согласного твердого звука, а в другой согласного мягкого звука. На ковре разложены в случайном порядке предметные картинки. Педагог обозначает звук, на который дети должны подобрать картинки. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданием.
  2. вариант: проводится по принципу первого варианта и направлен на классификацию согласных и гласных звуков.

Список используемой литературы

  1. Дьяченко, О.М. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. / под ред. О.М. Дьяченко. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 96 с.
  2. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с.
  3. Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно–методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.
  4. Фадеева Е.М, Опытническая работа по оптимизации форм и методов развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраст. К.п. н. КИПКРО.
  5. Чистякова Н.Д. Совместная деятельность педагога и детей: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/под ред. Н.Д. Чистяковой. – Пермь, 2005. – 115с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год