Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Логические соты» |
Педагогика | |||
Автор: Клобукова Олеся Владимировна | |||
07.08.2015 10:52 | |||
Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Логические соты» Разработали педагоги МАДОУ «Детский сад №88» г.Березники Пермского края: педагог – психолог Клобукова Олеся Владимировна; воспитатель I кв. категории Кравец Елена Александровна Содержание
3. Игры для детей 4 – 5 лет
4. Игры для детей 5 – 7 лет
5. Список используемой литературы
Пояснительная записка Представленное дидактическое пособие «Логические соты» базируется на содержании программы «Развитие» и основных принципах современной системы дошкольного образования: динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности социальных заказчиков и самих воспитанников. Одной из приоритетных задач программы «Развитие» под ред. О.М. Дьяченко является введение в обучение дошкольников действий, в максимальной степени развивающих умственные способности. Это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. Дидактическое пособие «Логические соты» представляют собой наглядную модель, в которой выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде свойства предметов и явлений, их связи и отношения. Цель настоящего пособия: формирование навыка использования образов, соответствующих сенсорным эталонам, в процессе отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений у детей дошкольного возраста. Задачи:
- Развивать навыки сотрудничества. Пособие представляет собой панно с мягкими модулями в виде пчелиных сот. В каждой ячейке – соте расположен прозрачный карман, в который вставляется картинка – знак. Количество и расположение сот варьируется в зависимости от программных требований, возрастных особенностей и уровня развития детей. Дидактическое пособие «Логические соты» содержит в себе широкий спектр дидактических игр направленных на формирование восприятия сенсорных эталонов – общепринятых образцов внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, фонематического строя речи). Предложенные варианты игр – лишь база, опираясь на которую можно видоизменять содержание до бесконечности. Предлагаемые игры могут быть использованы педагогами в разных видах совместной деятельности: игра, конструирование, моделирование с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. В процессе работы с данным пособием ребенок имеет возможность получить информацию в доступной форме, обобщить и закрепить знания. Благодаря такой схеме построения работы ребенок не только успешно усваивает сенсорные эталоны, но обобщает и проявляет свой эмоционально – познавательный опыт. В течение 2009-2010 года дидактическое пособие «Логические соты» было апробировано педагогами О.В. Клобуковой и Е.А. Кравец с детьми дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад №88» г. Березники. Система апробации проходила в рамках проекта Федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и включала в себя диагностику по программе «Развитие», наблюдения за детьми в совместной и самостоятельной деятельности, анкетирование родителей и отзывы педагогов. Положительную оценку эффективности использования дидактического пособия дали 97% родителей и педагогов 100%. Итоги мониторинга показали, что применение дидактического пособия «Логические соты» способствует успешному усвоению программного материала, развитию навыков сотрудничества и позитивной оценке собственной деятельности, кроме того, выросла инициатива детей к приобретению новых знаний. Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений и может быть интересен педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов. Дидактические игры для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) «Разноцветная полянка» Цель: развитие представлений об основных цветах спектра, посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов, развитие первоначальных навыков сотрудничества. Материал: шапочки пчелок с разноцветными усиками; шесть модулей – сот шести цветов спектра; вырезанные из цветного картона цветы с накладными серединками «нектар». Ход игры:
«Найди такую же» Цель: развитие представления о геометрических формах с целью их самостоятельного воспроизведения (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Материал: плоскостные изображения геометрических фигур; модули – соты, расположенные по кругу, в центральной соте располагается геометрическая фигура; предметные картинки формой напоминающие геометрические фигуры, счетные палочки, толстая нить; «Пчелкино ведерко» Ход игры:
«Елочка, елка, зеленый наряд» Цель: использование способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины, развитие навыков сотрудничества, обогащение словаря детей: дать понятие слова «хвойное»; закрепление знаний основных цветов спектра. Материал: тканевые плоскостные изображения треугольников разных величин, тканевых кругов основных цветов спектра разных величин на липах; модули – соты вертикально расположенные по 4 – 5 ячеек, «пчелкино ведерко». Ход игры:
Примечание: данная игра предлагается детям в канун нового года и может являться праздничным оформлением групповой комнаты. «Соты – разноцветы» Цель: закрепление представлений о разновидностях эталонов цвета в процессе сопоставления оттенков цвета с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилам). Материал: модули соты из 5 ячеек, расположенные по кругу, в центральной ячейке находится цвет – эталон; цветные карточки. Ход игры: Дети – пчелки в шапочках с цветными усиками находят себе пару и определяют по цветовому эталону соты, которые будут заполнять цветными карточками. Дидактические игры для детей 4-5 лет (средняя группа) «Юные дизайнеры» Цель: закрепление умений ориентироваться в пространстве, упражнение в правильном использовании пространственных предлогов и наречий, развитие навыков сотрудничества. Материал: несколько вариантов схемы — образца комнаты в виде соты, модуль – сота, геометрические фигуры – заместители мебели. Ход игры:
Примечание: — кровать, — кресло, — стол, — табурет. «Пчелкины сказки» Цель: закреплять умения действовать с предметами – заместителями: выбор заместителей по заданному признаку (величина, цвет); побуждать детей к пересказыванию сказки, опираясь на заместители; развитие воображения: освоение действия «опредмечивания» заданного признака реальности (цвет); развитие навыков сотрудничества; развитие творчества. Материал: модули — соты, сюжетные картинки к программным сказкам, геометрические фигуры разных цветов – заместители сказочных персонажей. Ход игры:
«Живое — неживое». Цель: закрепить умение детей различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой и неживой природы, классифицировать объекты живой и неживой природы с использованием условных обозначений; развитие навыков самоконтроля и самооценки. Материал: модули – соты, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, набор карточек с условными обозначениями живой и неживой природы. Ход игры:
Дидактические игры для детей 5 — 7 лет (1 вариант игр для старшей группы, 2 вариант для подготовительной к школе группы) «Экологические цепочки» Цель: развитие экологических представлений; закрепление действия использования моделей взаимосвязи живой и неживой природы; формирование логического мышления; развитие навыков сотрудничества и лидерских качеств. Материал: модули – соты; предметные картинки с изображением объектов живой и неживой природы; карточки с условными обозначениями флоры и фауны и условий жизни на Земле. Ход игры: Дети объединяются в группы по 3 — 4 человека. Группы по очереди выбирают картинку с объектом живой или неживой природы и вставляют в центральную ячейку. Посредством логических умозаключений, основанных на опыте детей, приобретенном на занятиях, они выстраивают взаимосвязи. Таким образом, конфигурация сот, как правило, выстраивается в виде солнышка. Победителем считается та команда, которая выстроит «улей» из большего количества сот. «Звуко – соты» Цель: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия; формирование самоконтроля за речью; фонетического, фонематического, лексико-грамматического строя речи; формирование представлений о понятиях: «слово», «звук». Материал: модули – соты; 2 картинки, разделенные пополам с двумя условными обозначениями звуков: гласных – согласных, твердых – мягких; предметные картинки. Ход игры:
«Рече – соты» Цель: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия; формирование самоконтроля за речью; фонетического, фонематического, лексико-грамматического строя речи; формирование представлений о понятиях: «слово», «звук». Материал: модули – соты; 2 картинки, разделенные пополам с двумя условными обозначениями звуков: гласных – согласных, твердых – мягких; предметные картинки. Ход игры:
Список используемой литературы
|