Педагогическая статья «Игровая обучающая ситуация, как ресурс развития познавательных умений у детей дошкольного возраста» |
Педагогика | |||
Автор: Терешкина Яна Сергеевна | |||
26.08.2021 14:12 | |||
Педагогическая статья «Игровая обучающая ситуация, как ресурс развития познавательных умений у детей дошкольного возраста» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский. Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев – это «период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований». Развиваются тесно друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. В процессе общения ребёнка со сверстниками и взрослыми происходит превращение усваиваемых способов действий, этических ценностей, нравственных норм и идеалов. В. А. Сухомлинский писал: «Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать». Главный смысл деятельности воспитателя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха в совместной образовательной деятельности, дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. Если учебный материал подаётся в игровой форме, у ребёнка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на тему, заданную не им самим. Ведь, чтобы усвоить материал на занятиях, от ребёнка требуется воля и усидчивость, внимание и сосредоточенность, что даётся детям дошкольного возраста с трудом, но, благодаря игре усвоение материала происходит без напряжения, а как бы произвольно. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. На мой взгляд появляется необходимость активного использования новых игровых технологий. Одной из наиболее приемлемых в своей работе считаю использование игровых обучающих ситуаций (не путать с игровыми ситуациями, возникающими спонтанно по инициативе ребенка или воспитателя).
Игровая обучающая ситуация — это полноценно, специально организованная игровая ситуация, при которой создаётся возможность достичь значимых результатов в деятельности. Преимущества игровой обучающей ситуации: расширение кругозора, познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков; развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, развитие воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности; воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма; приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляции. С.Н Николаева и И.А Комарова предлагают нам три вида игровых обучающих ситуаций. Обучающие ситуации с игрушками, с литературными персонажами, обучающие ситуации – игры- путешествия. С детьми младшего дошкольного возраста в ходе режимных моментах, в образовательной деятельности я использовала игровые ситуации с игрушками (кукла, мягкие игрушки –мишка, зайчик, собачка, кошечка и т., д). В результате игровых ситуаций с куклой, у детей формируется представление о том, что кукла – такой же человек, как и они. У нее есть лицо, глаза, нос, рот, руки, ноги. Она может ходить, сидеть, говорить. Когда кукла падает – ей больно, она плачет, ее надо пожалеть. Куколку можно покатать на коляске, машинке, уложить спать в кроватку. Дети 2-3 лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: учат куклу ходить, кормят, укладывают спать, купают. Играя с куклой, подражают действиям взрослых – проходит отработка простейших жизненных навыков. Во многих случаях ребёнок при помощи игрушки получает первые конкретные представления о настоящих предметах, особенно тогда, когда он по каким-либо причинам не сталкивается с настоящими предметами и может сформировать о них представление только посредством игрушки. Городской ребёнок, например, имеет мало возможностей непосредственно знакомится с домашними животными, наблюдать за ними. Поэтому единственным источником, из которого он черпает представления о домашних животных, являются игрушки, при этом он узнает их особенности, цвет, отдельные части, учится анализировать. Ребёнок не только осознаёт свойства своих игрушек, но и сравнивает их с настоящими предметами, которые они изображают. Например, ребёнок устанавливает, что бабушкина собачка больше и другого цвета, чем игрушечный пёсик, таким образом, он тренирует наблюдательность, внимание и способность сравнивать. У детей дошкольного возраста много любимых героев сказок и популярных мультфильмов. Этих литературных персонажей я и использовала для создания игровых ситуаций в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Добрый доктор Айболит подсказывал как вести здоровый образ жизни (формирование основ безопасности); попавшему в современный город старику Хоттабычу дети с удовольствием рассказывали о правилах дорожного движения, чтобы тот не попал впросак на улицах города (формирование основ безопасности. ПДД); с мудрым Звездочётом изучали тайны космоса (мир природы). Появление игрового персонажа удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу. Гость может присутствовать при выполнении задания, подсказывать или наоборот путать детей, задавать провокационные или наводящие вопросы, активно выражать своё мнение. Оценка деятельности и непосредственных результатов труда из уст сказочного героя желанна и понятна детям дошкольного возраста. Герой всегда благодарен за оказанную помощь, внимателен к каждому ребенку, вызывает эмоциональный отклик и желание встретиться вновь. Используя в образовательной деятельности различные игровые ситуации, я обратила внимание, что детям нравятся игры-путешествия. Игра-путешествие — это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций, по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности). Игры-путешествия помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию сказочную необычность. В игре- путешествии «В гости к колобку» (ФЭМП) – ребята повстречали всех участников сказки, каждый из которых приготовил ряд заданий, вместе с героями сказки ребята вспомнили геометрические фигуры, сравнивали предметы по величине, закрепляли порядковый счет. В этой игре- путешествии я объединила разные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная. В качестве рефлексии ребята из геометрических фигур делали аппликацию животного с которым им больше всего понравилось играть. Использованием таких игровых ситуаций может выходить за рамки отведенного времени, переходя в самостоятельную деятельность детей. Успех игровой обучающей ситуации в совместной образовательной деятельности с детьми определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства игровых ситуаций. Заинтересованность, увлечённость педагога — основа для проявления детьми интереса к занятиям. Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно — волевого развития, проявления активности. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи, и стремится к новым достижениям. Дети любят такие занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активны и с желанием выполняют все предложенные задания, они с лёгкостью озвучивают свои действия, делают простейшие выводы, обобщения. Ведущие мотивы при этом – познавательные: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную задачу, обменяться впечатлениями, желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее. Библиографический список
|