Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Построение развивающей предметно — пространственной среды группового помещения в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
Педагогика
Автор: Терешкина Яна Сергеевна   
26.08.2021 14:20

«Построение развивающей предметно — пространственной среды группового помещения в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования».«Построение развивающей предметно — пространственной среды группового помещения в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Здравствуйте уважаемые коллеги! Хотим представить вашему вниманию свой опыт работы по изменению развивающей предметно пространственной среды группы «Дельфинчик» детского сада № 1 «Садко» г. Минусинска Красноярского края. Хотелось бы начать наше выступление со слов Льва Семёновича Выготского:

"Следя за детьми, в конечном счете, мы видим, что путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды..."

Для того чтобы быть всем в одном понятийном поле, давайте рассмотрим понятие развивающей предметно- пространственная среды – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей.

 

Скачать презентацию

Согласно требованию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования пункт 2.4, говорит нам, программа дошкольного образования направлена на:

- создание развивающей предметно пространственной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. У правильно организованной предметно-пространственной среды есть большой потенциал для всестороннего развития ребенка, его склонностей и способностей. Несмотря на то, что ФГОС ДО вышел в 2014 году, изменений развивающей предметной среды у нас не происходило, потому что еще не было понимания, как принципы должны реализоваться на практике. У нас была проблема: для чего менять среду, что должна обеспечивать эта среда, или реализацию образовательного процесса, или всестороннее развитие детей, или общение в процессе деятельности, или уединения, или все это вместе? Что должна содержать в себе эта среда для достижения целевых ориентиров, как возможных достижений ребенка.. и т.д.

Типовая модель РППС группы не менялась на протяжении всех этих лет и на наш взгляд, устарела и имела ряд недостатков. Среда воспринималась нами как уже готовая, спроектированная до нас. Пространство группы имело жёсткое зонирование, среда была статична, цветовое решение группы было ярким и аляповатым, дети не могли внести изменений в среду, оформление соответствовало девизу «Куплено – красиво, оформлено – расставлено».

Именно ФГОС ДО и предполагает устранение указанных выше недостатков путем построения новой, современной модели развивающей предметно-пространственной среды, содержащей оборудование и материал по образовательным областям в соответствии со стандартом, в центре которой должен находиться ребенок с его интересами, активностью, самостоятельным выбором деятельности и проявлением инициатив. Внесение изменений в РППС было назревшей необходимостью. Мы думали, как устроить РППС в ограниченном пространстве группового помещения, как использовать нестандартные идеи и решения, современные материалы для обеспечения всестороннего развития детей в группе. Как с помощью РППС будет развиваться познавательная активность, стремление к инициативе и самостоятельности у детей. Изучив требования ФГОС ДО к РППС, мы пришли к выводу, наша среда не соответствует этим требованиям. (слайд 1,2, 3, 4). Мы были вынуждены разработать проект изменений РППС на 3 года. В этот проект входит изменение пространства группового помещения (без приёмной и туалетной комнаты) площадью 70 кв/м. У нас была проблема, мы определили цель- построение вариативного (варианты для каждого ребенка), развивающего пространства (воспитатель партнёр, он направляет), ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Исходя из цели были выделены задачи (целевые ориентиры, среда материальна).

- Изучить требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, изучить психолого-педагогическую литературу и методические рекомендации; (Рабочая программа, ФГОС ДО).

  • Проанализировать РППС группы на соответствие требований стандарта, возрастным особенностям детей и содержанию программы
  • Разработать проект модели развивающей предметно пространственной среды

- Разработать карту оценки деятельности детей в измененной среде; (планируемый наш результат)

- Определить критерии (показатели) соответствия обновленной РППС заявленной цели; (без видимого результата невозможно запланировать деятельность)

- Создать условия для реализации этого проекта; (материально технические и психолого- педагогические)

- Привлечь родителей к совместной работе над изменениями среды.

«Трансформацию» РППС нашей группы мы начали с самого простого, с того, что нам было под силу — с покраски стен. Как вы видите на слайде 5, стены нашей группы были окрашены в яркие, насыщенные цвета, что негативно влияло на психологическое и эмоциональное состояние детей. Дети в такой среде очень быстро утомлялись. Поэтому в покраске стен мы отдали предпочтение цветовой гамме пастельных тёплых и холодных тонов. Ведь цвет группового помещения, оборудования и различных материалов способен зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или в нашем случае увеличить пространство. Дети в такой среде стали спокойнее, эмоционально устойчивее. Помимо этого, перекрасили мебель Слайд 6), усилили и эстетическую составляющую развивающего детского пространства (слайд 7). В результате чего мы устранили первый недостаток типовой модели РППС и создали психологически комфортную, безопасную среду для детей.

Следующим нашим шагом стало изменение доступности и трансформируемости среды. Мы заметили, что наши «взрослые» дети не проявляли самостоятельность и инициативу в ходе игровой деятельности. Они часто просили достать, подать, или найти какой-то игровой материал. Это было связано с тем, что дети не могли достать его самостоятельно, так как стеллажи не соответствовали соотношению масштаба «рост – глаз – рука» и были закрыты, (Слайд 8) в результате чего дети просто забывали и теряли интерес к тому игровому материалу, что там находился. Поэтому, для предоставления детям большего выбора самостоятельных действий при реализации своих интересов, вместо закрытой мебели мы установили открытые стеллажи и полки. (слайд 9) Высокую, громоздкую, статичную мебель убрали совсем. К стеллажам прикрутили колесики, игровой материал переложили в прозрачные контейнеры. Сделали подиумы для строительно – конструктивной деятельности прикрутили крючки к потолку, стенам и мебели для крепления шатров и мобилей. (слайд 10), К уже имеющимся перегородкам из гофрокартона добавили новые, сделанные нами, ширмы из полипропиленовых труб (Слайд 11) и отдельно добавили трубки и крепежи для самостоятельного конструирования ширм и перегородок по замыслу детей. Внесли различный бросовый материал. Разнообразный бросовый материал дает детям возможность проявить творческие способности, креативность. Все это позволило детям самостоятельно создавать и трансформировать пространство, обозначать свою территорию для игр. Дело в том, что каждое даже ненадолго складывающееся игровое сообщество хочет иметь свое игровое пространство, как бы застолбить его, «здесь играем мы», задать пространственные границы, отделиться от игры других. (Слайды 12, 13)

А нам удалось устранить еще один недостаток типовой модели РППС тем самым реализовав требования вариативности, трансформируемости, и полифункциональности, уйти от статичного, жесткого зонирования. (слайд 14, 15, 16) Это хороший пример того, что дети могут сами по своим интересам организовывать своё пространство, дети сами предлагают варианты оформления. (Слайд 17)

Для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности и освоение основной образовательной программы предполагается наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.). В ДО реализуется пять направлений, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. В нашей группе зоны по пяти направлениям выглядят вот так (Слайд 18,19, 20, 21, 22) (По слайдам комментируем зоны)

(К слайду спортивная зона) У ребят есть возможность повисеть, спрыгнуть, раскачаться, возможность переехать, переместиться, обеспечить какое-то видоизменение, перевоплотиться.

Пространство в подготовительной группе «Дельфинчик» обладает развивающим потенциалом. Обстановка всех помещений благоприятная, включает в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Мобильная и динамичная среда стимулирует деятельность ребенка, побуждает к действию. Заметна активность детей во всех видах деятельности, возможность самовыражения детей (Слайд 23, 24)

У нас появилось представление об общем пространстве, но мы не забывали, что ведущая деятельность детей игровая, мы задумались как же быть с игровым пространством, которое помогло бы сэкономить пространство, но при этом разнообразить игровую деятельность детей. И мы подумали, а что если задействовать верхнее пространство. Так родилась идея создания игрового комплекса. Мы поделились данной идеей с родителями своих воспитанников, администрацией детского сада и благодаря совместным усилиям построили игровой двухуровневый комплекс. (слайд 25). Данное строение статичное – но в любой момент может быть переобозначено в соответствии с вводимым сюжетным событием, так как не несёт никакой собственной смысловой нагрузки – может быть всем, чем угодно в зависимости от замысла детей.. (Слайды 26, 27, 28, 29, 30)

Содержание развивающей предметно – пространственной среды зависит от образовательных целей и задач, которые решает педагог, от тематического планирования или от проекта, от времени года, от потребностей и интересов детей. Этот год мы проживаем не по КТП, а по гибкому планированию. Т.е если детям интересна какая-то тема, на общем круге мы договариваемся о ней и начинаем сообща закручивать проект, отходя от КТП. Мы, даём каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый ребенок, перешагнув порог своей группы, доверчиво вложил ладонь в нашу руку, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая нас великолепием своих талантов. Здесь очень важна изобретательность педагога, его увлеченность этим. Мы продолжаем учиться, обсуждать, и с удовольствием делимся с коллегами своим опытом. Спасибо за внимание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год