Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Планирование и организация системы взаимодействия с семьёй в соответствии с современными требованиями». (рекомендации для педагогов)
Педагогика
Автор: Лысенко Наталья Борисовна   
04.06.2015 17:57

«Планирование и организация системы взаимодействия с семьёй в соответствии с современными требованиями». (рекомендации для педагогов)«Планирование и организация системы взаимодействия с семьёй в соответствии с современными требованиями». (рекомендации для педагогов)

Лысенко Наталья Борисовна — старший воспитатель МАДОУ «Золушка» — первая квалификационная категория

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей»
В.А. Сухомлинский.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.

Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

 

Скачать конспект

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:

1. Информационно-аналитическую работу (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей):

  • дни открытых дверей с участием специалистов ДОО;
  • первые визиты в детский сад родителей с ребенком;
  • групповые родительские собрания;
  • анкетирование родителей;
  • общение с родителями во время приема и прощание с детьми;
  • личные беседы воспитателей с родителями;
  • посещение на дому;
  • ведение дневников наблюдения воспитателями;
  • Сайт ДОУ

2. Организационно-просветительскую работу:

  • контактные формы работы (семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги и т.п.);
  • бесконтактные формы работы (информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки и т.п.).

3. Досуговую работу:

  • проведение совместных праздников (например, «Семейные посиделки», «День смеха», «Наши дочки и сыночки» и т.д.);
  • участие в совместных выставках и конкурсах (например, «Золотая осень», «Моя семья» и др.);
  • проведение совместных соревнований (например, «Папа, мама и я — спортивная семья»);
  • выпуск семейных газет и др.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы.

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

- Это учет индивидуальности ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных связей.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Педагогам и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию. Педагогическое взаимодействие – это особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеющее социально значимый характер.

Родители должны иметь постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них время знакомиться с жизнедеятельностью ребенка в дошкольной организации, а дошкольная организация должна стать открытым развивающим пространством, где родители и сотрудники – равноправные партнеры в воспитании детей. Придать дошкольной организации «открытость» — значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. «Открытость» дошкольной образовательной организации внутрь — предполагает вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольной организации, внести свой вклад в образовательную работу. Это могут быть эпизодические мероприятия, которые по силам каждой семье: организовать помощь в проведении мероприятий, экскурсию, поход, помощь в оснащении педагогического процесса и др. В этом случае дети учатся с уважением, благодарностью и любовью смотреть на своих близких. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить содержание своей помощи, а иногда и просто поучиться. педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы.

Основные принципы взаимодействия педагога и семьи:

  1. Преемственность согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В.А. Сухомлинского) заключается в том, «... как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада — этого единого пространства, объективной реальности — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».
  2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
  3. Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОО, социальное окружение.
  4. Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: социального положения, образования родителей, родительской и человеческой культуры, состава семьи, традиций семьи, особенностей здоровья членов семьи, жилищных условий, внутрисемейных отношений и др.
  5. Эффективность форм взаимодействия ДОО и семьи. Реалии современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания системы взаимодействия с родителями. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Проблему заявляют все те, кто входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, психолог и др.). Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОО и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в воспитательный процесс субъективные факторы человеческой жизни — общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь, т.е. все то, что сохраняет саму жизнь.
  6. Обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОО. Родители хотят знать, учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь, — как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.
  7. Этапность реализации. Содержание взаимодействия ДОО и семьи должно быть системным.

1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит в позитивном ключе.

2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах познавательной деятельности, при этом соблюдается принцип позитивного взгляда на ребенка.

3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи и воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации положительного взаимодействия.

4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора — двух месяцев.

Памятка воспитателю при общении с родителями

  • важнейшая предпосылка открытого общения – умение внимательно слушать и задавать открытые вопросы;
  • воспитатели должны использовать ясный, понятный для родителей язык и предоставлять им возможность задавать вопросы;
  • найдите время, создайте условия родителям высказать свои соображения, радости и беспокойства;
  • для общения выбирайте места, где можно побеседовать с глазу на глаз;
  • сохраняйте конфиденциальность беседы. Семьи делятся с воспитателями важной и личной информацией, необходимо соблюдать еѐ в тайне;

Важно помнить: родители должны привыкнуть к радушному приёму, почувствовать себя нужными в детском саду.

Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а нам,

воспитателям, надо помочь родителям осознать, что они способны изменить

жизнь своего ребенка к лучшему.

Литература

  1. Давыдова О.И., Майер А.А., Компетентный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013. – 128 с.
  2. Майер А.А., Богославец Л.Г. Организация взаимодействия субъектов ДОУ [Текст] /:учебно – методическое пособие. 2 – е изд., доп. и перераб. – 2012. – 176 с.
  3. Михайлова – Свирская Л.В. Работа с родителями [Текст]: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова – Свирская. – М.: Просвещение, 2014. – 128с.: ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
  4. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]. – М.: Просвещение, 2014. – 112с. — (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
  5. Сертакова Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй [Текст]: метод. пособие. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013. – 80 с.
  6. Материалы курса повышения квалификации педагогов дошкольного образования по программе: «Организация образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС ДО».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год