Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО. |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||
Автор: Ольга Анохина | |||||||||||||||||||||||
17.12.2014 19:02 | |||||||||||||||||||||||
В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 года дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Дошкольный возраст - это период, когда ребёнок учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, поэтому ФГОС делают акцент на развитие качеств ребенка и его социальную адаптацию. Как же правильно организовать образовательную деятельность детей в соответствии с ФГОС? По новым требованиям образовательная деятельность должна осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации, поэтому она осуществляется не только в организованной деятельности детей, но и в совместной деятельности с детьми; и в режимных моментах; и в самостоятельной деятельности детей. По ФГОС содержание дошкольного образования представлено пятью направлениями развития: социально- коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. Осуществляется это развитие посредством вовлечения детей в такие виды деятельности, как: игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, изобразительная: рисование, лепка, аппликация, музыкальная, двигательная. Важно помнить, что, в соответствии с ФГОС, каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе. Воспитатель должен обеспечить эту необходимость. А как это организовать, чем должна отличаться организованная деятельность по современным требованиям от того, как работали педагоги до ФГОС? Проведем сравнительный анализ организации деятельности детей:
Отсюда вывод: деятельность взрослого и детей основана на партнерстве. Отсюда возникает вопрос, как организовать деятельность детей, где самая активная роль отводится не взрослому, а ребенку? Здесь актуальным становится метод проектов. В последнее время он становится более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. В основе понимания метода проекта лежит тезис о понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: Проблема; Проектирование или планирование; Поиск информации; Продукт; Презентация. Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.). Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта. Советы воспитателю по работе над проектом: •Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. •Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. •Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. •Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. •При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. •Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. •Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. •В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. •Развивать творческое воображение и фантазию детей. •Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. •Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта необходимо тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
|