Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.
Педагогика
Автор: Ольга Анохина   
17.12.2014 19:02

Планирование и организация образовательной деятельности детей по ФГОС ДО.В соответствии с  «Законом об образовании в Российской Федерации»  от 1 сентября 2013 года дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Дошкольный возраст - это период, когда ребёнок  учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, поэтому ФГОС делают акцент  на развитие качеств ребенка и его социальную адаптацию.

  Как же правильно организовать образовательную деятельность детей в соответствии с ФГОС? По новым требованиям образовательная деятельность должна осуществляется на протяжении  всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации, поэтому она осуществляется не только в организованной деятельности детей, но и в совместной деятельности с детьми; и  в режимных моментах; и в самостоятельной деятельности детей.

  По ФГОС содержание дошкольного образования представлено пятью направлениями развития: социально- коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. Осуществляется это развитие посредством вовлечения детей в такие виды деятельности, как: игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала,  изобразительная: рисование, лепка, аппликация, музыкальная, двигательная.

  Важно помнить, что,  в соответствии с ФГОС,  каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе. Воспитатель должен обеспечить эту необходимость. А как это организовать, чем должна отличаться организованная деятельность по современным требованиям от того, как работали педагоги  до ФГОС? Проведем сравнительный анализ организации деятельности детей:

До ФГТ

по ФГТ

1. Ребенок – объект формирующих

педагогических воздействий взрослого

человека. Взрослый – главный. Он

руководит и управляет ребенком.

через организацию детских видов

деятельности

в виде учебной деятельности.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты

взаимодействия. Они равны по значимости.

Каждый в равной степени ценен. Хотя

взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

 

2. Активность взрослого выше, чем

активность ребенка.

 

2. Активность ребенка по крайней мере не

меньше, чем активность взрослого

 

3. Основная деятельность – учебная.

Цель – знания,

умения и навыки детей. Активность

детей нужна для достижения этой цели.

 

3. Основная деятельность – это так

называемые детские виды деятельности.

Цель- подлинная активность (деятельность)

детей, а освоение знаний, умений и

навыков – побочный эффект этой

активности.

 

4. Основная модель организации

образовательного процесса – учебная

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и

ребенка

 

5. Основная форма работы с детьми - занятие.

 

5. Основные формы работы с детьми –

рассматривание, наблюдения, беседы, реализация проектов, мастерская и т.д

 

6. Применяются в основном так называемые

прямые методы обучения (при частом

использовании опосредованных)

 

6. Применяются в основном так называемые

опосредованные методы обучения (при частичном

использовании прямых)

 

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого.

7. Мотивы обучения, осуществляемого как

организация детских видов деятельности, связаны

в первую очередь с интересом детей к этим видам

деятельности

 

8. Все дети обязательно должны

присутствовать на занятии

 

8. Допускаются так называемые свободные

«вход» и «выход» детей, что вовсе не

предполагает провозглашения анархии в

детском саду, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

 

9. Образовательный процесс в

значительной степени регламентирован.

Главное для взрослого – двигаться по

заранее намеченному плану, программе.

 

9. Образовательный процесс предполагает

внесение изменений (корректив) в планы,

программы с учетом потребностей и

интересов детей.

Отсюда вывод: деятельность взрослого и детей основана на партнерстве.

  Отсюда возникает вопрос, как организовать деятельность детей, где самая активная роль отводится не взрослому, а ребенку? Здесь актуальным становится метод проектов. В последнее время он становится более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться  в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемых  в ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.             Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. В основе понимания метода проекта лежит тезис о понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

  Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск  информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

  Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога),  сотворчество ребят и взрослых;
  • развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

  Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

  В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Советы воспитателю по работе над проектом:

•Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

•Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

•Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

•Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

•При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

•Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

•Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

•В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

•Развивать творческое воображение и фантазию детей.

•Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

•Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта необходимо тщательно готовить и проводить его  презентацию всеми участниками.

                                               

 

 

 

 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год