ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) |
Педагогика | |||
Автор: Лопаткова М.Н. Плашкина О.О. | |||
09.10.2021 20:15 | |||
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
МБДОУ д/с № 17 г. Белгорода Проблема развития детей раннего возраста в настоящее время является одной из самых актуальных. Ранний возраст выступает важнейшим периодом жизни человека, когда происходит закладывание наиболее значимых способностей, определяющих дальнейшее развитие человека. В данный период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и др [5]. В последние годы в регионах Российской Федерации реализуются различные проекты, в рамках которых разрабатываются и апробируются схемы нормативно-правового, финансово-экономического регулирования, социально-психологического обеспечения системы поддержки детей раннего возраста, а также создаются новые педагогические технологии, отвевающие современных требованиям[1].
В.С. Зайцев педагогическую технологию считает строго научным проектированием и точным воспроизведением гарантирующих успех педагогических действий [2]. Л. Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко под педагогической технологией понимают способ реализации содержания обучения; систему форм, методов, средств обучения, обеспечивающих эффективное достижение поставленных целей [3]. В Белгородской области в сфере образования стартовала региональная стратегия «Доброжелательная школа», в рамках которой реализуется проект «Доброжелательный детский сад». Главная цель данного проекта состоит в том, чтобы изменить принцип отношений между всеми участниками образовательного процесса, который должен стать максимально эффективным и комфортным, а также нацелить на создание условий для успешной самореализации личности каждого ребенка и формирование доброжелательной, благоприятной и психологически безопасной среды в ДОУ[4]. В своей практике мы активно используем современные технологии в рамках реализации проекта «Доброжелательный детский сад». Приведем примеры из опыта работы. «Утро радостных встреч» на игровой площадке территории ДОУ.
Человек весёлый я, Раскачиваются. Все вокруг – мои друзья. Я похлопаю в ладоши – Хлопают. С вами в этот день хороший. Я потопаю ногами – Топают ногами. Дружно, весело с друзьями. А потом со всеми вместе – Маршируют Я потопаю на месте. На одной ноге скачу – Прыжки на одной ноге Если только захочу. Приседаю и кружусь – Присесть и резко встать, кружиться на прыжке с хлопками. 3. Обмен новостями. Данный этап проводится с помощью игры «Веселые картинки». Педагог предлагает детям рассмотреть много картинок, а затем выбрать те, которые подходят ребенку. Дети выбирают картинки, и рассказывают свои новости в соответствии с выбранными карточками. 4. Планирование дня. Данный этап проводится через игру «Клубок по кругу». Воспитатель предлагает детям передавать клубок по кругу и рассказывать о том, что бы они сегодня хотели делать в детском саду в течение дня. При возникновении затруднений, воспитатель может предложить на выбор ребенку участие в различных видах детской деятельности. «Гость группы» в игровой деятельности.
Используя технологию развития эмоционального интеллекта в рамках образовательной области «Речевое развитие» применяем прием рассказываниястихотворения. Основная цель, которую ставим перед собой – обогащать опыт детей из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своего состояния. Задачами являются следующие: развивать у детей умение чувствовать и понимать друг друга, воспитывать умение анализировать эмоциональное состояние героя и решать сложившиеся ситуации или проблемы. 1. К детям в гости пришел мальчик. Воспитатель: Ой, ребята, кто к нам пришёл? Дети, посмотрите, мальчик слезы вытирает, плачет. Давайте спросим у него, что же произошло? Мальчик: Меня выгнали из игры, потому что я дрался. Теперь никто не хочет со мной играть. 2. Мальчик рассказывает, что с ним произошло ( «Обида»): У меня в руке платок, слёзы вытираю, Сегодня мой сосед – дружок, Сказал мне: «Не играю!» Я подарю ему ведро, в песочнице копаться. И обещаю: «Никогда не буду больше драться!» 3. Воспитатель спрашивает детей: За что же нашего друга не хотят брать играть? А что ему нужно сделать, чтобы снова играть с другими ребятами? Да, мальчик дрался и поэтому с ним не хочет никто играть, но если он не будет больше драться и попросит прощения у друзей. Как вы думаете, они его простят, и возьмут в игру? Воспитатель дает детям возможность проявить свои эмоции по отношению к мальчику: Давайте посоветуем ему, как он должен себя вести. 4. Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей для мальчика, чтобы ему не было так обидно и грустно. Обведение по контуру фигур человечков. 5. Мальчик прощается и уходит: Спасибо ребята, что посоветовали мне много хорошего, теперь я точно не буду драться Вы такие добрые, заботливые, отзывчивые. Спасибо! Таким образом, вопросы образования и воспитания детей раннего возраста сегодня являются одними из наиболее современных, что обусловливает необходимость поиска оптимальных путей решения поставленной цели и задач. Поэтому в практике работы дошкольных учреждений используются современные педагогические технологии, отвечающие не только социальному запросу субъектов образовательных отношений, но и особенностям и потребностям детей раннего возраста. В настоящее время применяются различные современные технологии – «Утро радостных встреч», «Гость группы», технология развития эмоционального интеллекта и др. Литература
|