Создание системы поддержки и развития интеллектуальных способностей воспитанников, основ инженерного мышления и детского научного технического творчества посредством внедрения STEM- образования. |
Педагогика | |||
Автор: Лощинина Мария Николаевна | |||
08.10.2021 21:25 | |||
Создание системы поддержки и развития интеллектуальных способностей воспитанников, основ инженерного мышления и детского научного технического творчества посредством внедрения STEM- образования. Сегодня в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В этих условиях проблемы образования находятся на гребне событий. Поскольку треть населения России учится, учит, повышает квалификацию, проходит переподготовку, трудно переоценить значение образования, значение его реформирования, ибо цели, содержание образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества. Нынешнее развитие образования определяется не только тем, какие действия будут предприняты и предпринимаются внутри сферы образования, но и тем, как будет изменяться социально-экономическая обстановка вне её. Ключевая идея современной политики образования России – идея развития. В этой идее заключаются следующие цели:
Определяющее условие реализации этих целей является пробуждение субъектности в каждом участнике образовательного процесса: в ребенке, педагоге, управленце, в образовательной организации, в родителях, в региональном, в национальном сообществах и обществе в целом.
На самом высоком уровне прозвучал призыв к модернизации подходов к системе образования, к поиску инновационных решений и использованию в практике образовательных организаций успешных программ по развитию интеллектуального, инженерного, технического мышления подрастающего поколения. И он не случаен. Ведь если в развитых странах существует множество региональных и национальных проектов по привлечению детей к научно-техническому творчеству, то в нашей стране с исчезновением системы кружков юных техников, моделистов и конструкторов детское техническое творчество пришло в упадок. ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности. На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности — обеспечивающие успешную социализацию в обществе. Современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределенных проблемных ситуациях, самостоятельно решать проблемы, применять полученные знания на практике. Все это способствует развитию интеллектуальных способностей детей. В настоящее время наблюдается возрождение системы технического творчества дошкольников и младших школьников с учетом требований времени. В частности, разработана парциальная модульная образовательная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.). Целью данной и подобных программ является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Несомненно, что их реализация требует нужного технического оснащения дошкольного учреждения, а также возможность применения интерактивных технологий. Однако не всегда искусственно созданная современная предметно-пространственная среда в рамках традиционной системы обучения может привести к желаемым результатам. Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, основанной на применении междисциплинарного и прикладного подхода, составной частью которой является развивающая предметно-пространственная среда. Приоритетной задачей дошкольного учреждения является инновационный поиск современных востребованных в обществе технологий образования дошкольника, с учетом потенциальных возможностей коллектива, способностей детей и предполагаемых ожиданий родителей. Поэтому создание системы поддержки и развития интеллектуальных способностей воспитанников, основ инженерного мышления и детского научного технического творчества, реализация которой обеспечит взаимопроникновение различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий в основное и дополнительное образование воспитанников в Учреждении в условиях сотрудничества с семьей и другими социальными партнерами — является необходимым инструментом управления инновационным развитием детского сада. При организации образовательной деятельности с использованием STEM-технологий благоприятным прогнозом является то, что первым этапом освоения является техническое конструирование и моделирование статических и динамических моделей. Конструирование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, параллельно давая возможность приобретать технические навыки и знакомиться с основами инженерии. Через данное образовательное содержание будут интегрировано решаться задачи развития у детей универсальных способностей (в т.ч. конструкторских) по созданию целостных объектов, возникновению интереса и потребности к изучению предметов и явлений окружающего мира, реализации собственных замыслов на фоне понимания эстетики создаваемого продукта и развития описательной, инициативной речи. Это является хорошей качественной основой дальнейшего развития интеллектуальных способностей детей через специально подобранные новые средства и материалы STEM-образования. Работа по внедрению STEM-образования в образовательный процесс ведется поэтапно. 1 этап. Организационно – подготовительный. Цель: Создание стартовых условий.
- проектирование дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ «Почемучки», «Детская киностудия», «Фиксики», «LEGO-студия», «Робототехника». 8. Разработка форм активного и дистанционного сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам внедрения STEM-образования. 2 этап. Основной внедренческий.
Система программных мероприятий предусматривает следующие направления:
Первые три направления реализуются через проект «Педагог-исследователь». Обучение педагогов Учреждения овладению STEM-технологией направлено на обеспечение интегрированного подхода к реализации задач всех образовательных модулей, основанного на взаимопроникновении различных областей естественных наук, технического конструирования, инженерного творчества, математики. В основе данной интеграции лежит метод проектов, имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности. Четвертое направление предусматривает внедрение STEM-технологии в образовательную деятельность. STEM-технология как важное условие интеллектуального развития детей дошкольного возраста, является фундаментом для успешного освоения последующих уровней образования. Включение в основную образовательную и дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы инновационных образовательных модулей открывает новые возможности для обогащения и разностороннего развития каждого ребенка. Пятое направление предусматривает организацию совместной деятельности с родителями и другими социальными партнерами. Социальное партнерство в Программе развития рассматривается, как взаимовыгодное сотрудничество в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающее эффективное развитие интеллектуальных способностей и основ технического творчества воспитанников средствами STEM-технологий. Предполагаемые результаты социального партнерства:
- обеспечение участия детей в конкурсных проектах в рамках сетевого взаимодействия с дошкольными организациями и учреждениями дополнительного образования города, области. В период работы в инновационном образовательном пространстве накапливается педагогический опыт, требующий обобщения и практического выхода. При этом инновационная деятельность создает у педагогов установку на заинтересованность к дальнейшей успешной работе, мотивирует на творчество, ориентирует на профессиональный и личностный рост, подводит к самоанализу. Инновационные процессы затрагивают в большей или меньшей степени все образовательные области. Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива к повышению и совершенствованию качества предоставляемых услуг, раскрытию и развитию индивидуальных способностей обучающихся (творческих, лидерских, интеллектуальных). Список использованных материалов:
|