Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание системы поддержки и развития интеллектуальных способностей воспитанников, основ инженерного мышления и детского научного технического творчества посредством внедрения STEM- образования.
Педагогика
Автор: Лощинина Мария Николаевна   
08.10.2021 21:25

Создание системы поддержки и развития интеллектуальных способностей воспитанников, основ инженерного мышления и детского научного технического творчества посредством внедрения STEM- образования.Создание системы поддержки и развития интеллектуальных способностей воспитанников, основ инженерного мышления и детского научного технического творчества посредством внедрения STEM- образования.

Сегодня в России происходят глубочайшие изменения во всех сферах общества. Буквально на глазах трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей. В этих условиях проблемы образования находятся на гребне событий. Поскольку треть населения России учится, учит, повышает квалификацию, проходит переподготовку, трудно переоценить значение образования, значение его реформирования, ибо цели, содержание образования, степень его влияния на всех участников образовательного процесса определяют настоящее и будущее общества.

Нынешнее развитие образования определяется не только тем, какие действия будут предприняты и предпринимаются внутри сферы образования, но и тем, как будет изменяться социально-экономическая обстановка вне её.

Ключевая идея современной политики образования России – идея развития. В этой идее заключаются следующие цели:

  • создание необходимых условий для развития личности
  • запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования
  • превращение образования в действенный фактор развития общества
  • преемственность разных уровней образования.

Определяющее условие реализации этих целей является пробуждение субъектности в каждом участнике образовательного процесса: в ребенке, педагоге, управленце, в образовательной организации, в родителях, в региональном, в национальном сообществах и обществе в целом.

 

На самом высоком уровне прозвучал призыв к модернизации подходов к системе образования, к поиску инновационных решений и использованию в практике образовательных организаций успешных программ по развитию интеллектуального, инженерного, технического мышления подрастающего поколения. И он не случаен. Ведь если в развитых странах существует множество региональных и национальных проектов по привлечению детей к научно-техническому творчеству, то в нашей стране с исчезновением системы кружков юных техников, моделистов и конструкторов детское техническое творчество пришло в упадок.

ФГОС ДО предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности. На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста акцент переносится на развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности, целеустремлённости, самостоятельности, ответственности, креативности — обеспечивающие успешную социализацию в обществе. Современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, которые позволяют воспитанникам достигать результатов в неопределенных проблемных ситуациях, самостоятельно решать проблемы, применять полученные знания на практике. Все это способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

В настоящее время наблюдается возрождение системы технического творчества дошкольников и младших школьников с учетом требований времени. В частности, разработана парциальная модульная образовательная программа «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.).

Целью данной и подобных программ является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Несомненно, что их реализация требует нужного технического оснащения дошкольного учреждения, а также возможность применения интерактивных технологий. Однако не всегда искусственно созданная современная предметно-пространственная среда в рамках традиционной системы обучения может привести к желаемым результатам. Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, основанной на применении междисциплинарного и прикладного подхода, составной частью которой является развивающая предметно-пространственная среда.

Приоритетной задачей дошкольного учреждения является инновационный поиск современных востребованных в обществе технологий образования дошкольника, с учетом потенциальных возможностей коллектива, способностей детей и предполагаемых ожиданий родителей. Поэтому создание системы поддержки и развития интеллектуальных способностей воспитанников, основ инженерного мышления и детского научного технического творчества, реализация которой обеспечит взаимопроникновение различных областей естественных наук, инженерного творчества, математики, цифровых технологий в основное и дополнительное образование воспитанников в Учреждении в условиях сотрудничества с семьей и другими социальными партнерами — является необходимым инструментом управления инновационным развитием детского сада.

При организации образовательной деятельности с использованием STEM-технологий благоприятным прогнозом является то, что первым этапом освоения является техническое конструирование и моделирование статических и динамических моделей. Конструирование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, параллельно давая возможность приобретать технические навыки и знакомиться с основами инженерии. Через данное образовательное содержание будут интегрировано решаться задачи развития у детей универсальных способностей (в т.ч. конструкторских) по созданию целостных объектов, возникновению интереса и потребности к изучению предметов и явлений окружающего мира, реализации собственных замыслов на фоне понимания эстетики создаваемого продукта и развития описательной, инициативной речи. Это является хорошей качественной основой дальнейшего развития интеллектуальных способностей детей через специально подобранные новые средства и материалы STEM-образования.

Работа по внедрению STEM-образования в образовательный процесс ведется поэтапно.

1 этап. Организационно – подготовительный.

Цель: Создание стартовых условий.

  1. Информационно-аналитическая деятельность развития всех участников образовательных отношений (профессиональной компетентности педагогов, их готовности к инновационной деятельности, результатов освоения детьми содержания ООП ДО, запросов, потребностей, готовности к сотрудничеству родителей, материально-технического обеспечения, в том числе перечня имеющегося методического и дидактического обеспечения образовательного процесса, развивающей предметно-пространственной среды).
  2. Разработка необходимой нормативно-правовой базы с учетом реализации ФГОС ДО и выбранных направлений развития Учреждения.
  3. Создание и организация работы творческой группы.
  4. Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в обучении. Проведение самоанализа.
  5. Сбор и систематизация теоретического материала по теме проекта.
  6. Выработка подходов, траектории и алгоритмов управленческих действий.
  7. Проектирование содержания образовательных модулей STEM-образования для включение в систему основного и дополнительного образования:
  • внесение изменений в ООП ДО (реализация ОМ «Дидактическая система Ф. Фребеля, «Математическое развитие»)

- проектирование дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ «Почемучки», «Детская киностудия», «Фиксики», «LEGO-студия», «Робототехника».

8. Разработка форм активного и дистанционного сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам внедрения STEM-образования.

2 этап. Основной внедренческий.

  1. Работа творческой группы по интеграции образовательных модулей в образовательный процесс
  2. Организация повышения квалификации педагогов в области STEM-образования, разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов.
  3. Модернизация материально-технического обеспечения и развивающей предметно-пространственной среды.
  4. Составление и реализация программ по дополнительному образованию.
  5. Разработка мониторинговых технологий исследования результативности развития Учреждения (показатели, критерии).
  6. Организация сотрудничества с родителями и учреждениями социально-педагогической среды по реализации образовательных модулей (в том числе, создание инновационной площадки по проблеме).
  7. Диссеминация инновационного опыта Учреждения: участие в конкурсах, фестивалях, проектах, конференциях, семинарах и т.п. различных уровней.
  8. Выявление, проектирование и планирование форм работы с одаренными детьми.
  9. Пополнение методической базы Учреждения.
  10. Обобщение опыта работы педагогов Учреждения по отдельным направлениям.
  11. этап. Заключительный, рефлексивный.
  12. Проведение мониторинговых исследований, соотнесение фактических и прогнозируемых результатов.
  13. Проведение итоговой конференции для педагогов и родителей.
  14. Диссеминация инновационного опыта Учреждения (создание методических рекомендаций для педагогов и родителей).

Система программных мероприятий предусматривает следующие направления:

  1. Повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства педагогов по овладению STEM-технологией и ее внедрение в образовательный процесс.
  2. Модернизация образовательной (в том числе, развивающей предметно-пространственной) среды Учреждения.
  3. Создание инновационной площадки по развитию предпосылок научно-технического творчества детей дошкольного возраста: «От юного конструктора до талантливого инженера».
  4. Интеграция STEM-технологий в систему основного и дополнительного образования дошкольников: через проектную деятельность в ООП ДО и развивающих занятий в рамках дополнительных услуг.
  5. Организация совместной деятельности учреждения семьи и других социальных партнеров по развитию основ инженерного мышления и технического творчества воспитанников.

Первые три направления реализуются через проект «Педагог-исследователь». Обучение педагогов Учреждения овладению STEM-технологией направлено на обеспечение интегрированного подхода к реализации задач всех образовательных модулей, основанного на взаимопроникновении различных областей естественных наук, технического конструирования, инженерного творчества, математики. В основе данной интеграции лежит метод проектов, имеющий конкретный реальный продукт в качестве результата деятельности.

Четвертое направление предусматривает внедрение STEM-технологии в образовательную деятельность. STEM-технология как важное условие интеллектуального развития детей дошкольного возраста, является фундаментом для успешного освоения последующих уровней образования. Включение в основную образовательную и дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы инновационных образовательных модулей открывает новые возможности для обогащения и разностороннего развития каждого ребенка.

Пятое направление предусматривает организацию совместной деятельности с родителями и другими социальными партнерами. Социальное партнерство в Программе развития рассматривается, как взаимовыгодное сотрудничество в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающее эффективное развитие интеллектуальных способностей и основ технического творчества воспитанников средствами STEM-технологий.

Предполагаемые результаты социального партнерства:

  • повышение мотивации родителей на включение в совместную деятельность с Учреждением по реализации STEM-образования
  • сетевое взаимодействие с учреждениями социально-педагогической среды по созданию и реализации образовательных проектов «Робототехника», «Мультстудия»
  • расширение возможностей для творческой деятельности детей, родителей и педагогов
  • создание условий по реализации проекта
  • включение в процесс взаимодействия форм и направлений совместной детско-взрослой деятельности
  • открытие инновационной площадки по внедрению STEM-технологии

- обеспечение участия детей в конкурсных проектах в рамках сетевого взаимодействия с дошкольными организациями и учреждениями дополнительного образования города, области.

В период работы в инновационном образовательном пространстве накапливается педагогический опыт, требующий обобщения и практического выхода. При этом инновационная деятельность создает у педагогов установку на заинтересованность к дальнейшей успешной работе, мотивирует на творчество, ориентирует на профессиональный и личностный рост, подводит к самоанализу.

Инновационные процессы затрагивают в большей или меньшей степени все образовательные области. Все нововведения вызваны стремлением педагогического коллектива к повышению и совершенствованию качества предоставляемых услуг, раскрытию и развитию индивидуальных способностей обучающихся (творческих, лидерских, интеллектуальных).

Список использованных материалов:

  1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео­тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.
  2. https://www.booksite. ru/fulltext/str/ate/gui/yar/1. htm
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год