Опыт работы МБДОУ д/с № 41 города Ставрополя по профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. |
ПДД детям | |||
Автор: Малыхина Оксана Викторовна | |||
10.06.2023 08:40 | |||
Опыт работы МБДОУ д/с № 41 города Ставрополя по профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. В настоящее время значительно вырос уровень детского дородно – транспортного травматизма. Именно поэтому одним из приоритетных направлений работы МБДОУ д/с № 41 является – профилактика детского дорожно –транспортного травматизма. В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Главная цель моей работы — формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде. Она реализуется путем решения таких задач: Задачи:
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД учитываются три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой:
Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:
Для реализации поставленной цели и задач особое внимание заслуживает организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В детском саду оборудован и активно функционирует кабинет по изучению ПДД, уличный Автогородок, и познавательные центры в каждой возрастной группе. Насыщенность среды соответствует возрастным особенностям детей и содержанию Основной образовательной программы. В наличие игрушки и игровое оборудование, наглядно-дидактические пособия, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, интеллектуально-познавательные, обучающие мультфильмы. РППС безопасна для детей – дошкольников и соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности ее использования. Работа по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжается и в летний оздоровительный период на площадке «Автогородок» на территории детского сада. С детьми организовываются целевые прогулки и дорожные экскурсии. Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма В процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада. Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения. Так, организуя целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в старшей группе, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Педагогам ДОУ ведется систематическая и планомерная работа по формированию знаний как с детьми, так и с родителями (законными представителями) с обязательным привлечением сотрудников ДПС ГИБДД города Ставрополя. Использование традиционных форм работы с детьми: тематические занятия, развлечения, целевые прогулки, педагоги сочетают с применением информационно-коммуникационных технологий. Компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников. Воспитателями были созданы познавательные презентации: «История возникновения машины»; «Ручной светофор Сингапура»; «Пробка – дорожный затор», «Кто такой полцейский». Обязательно используются здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно- оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств). Одни игры развивают моторику рук, другие – координацию движений и т.д. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Проектная деятельность является также неотъемлемой часть комплексной работы. Педагогами были реализованы проекты «Дорожная азбука», «В стране ПДД», «Светофор – наш общий друг», «Безопасные улицы нашего города». Коллектив ДОУ уверен, что только совместными усилиями воспитателей и родителей (законных представителей), возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, используются различные формы взаимодействия: папки-передвижки по ПДД, индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения», разработки памяток рекомендаций «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»; родительские собрания; семинары- практикумы, почтовый ящик и.т. д. Для родителей мы регулярно организовываем мероприятия по пропаганде ПДД. Традиционными стали акции «Пристегни самое дорогое», «В Новый год без ДТП», «Мамам, папам на заметку, пристегни ребенка в кресле», «Учим дома ПДД». Итогом нашей работы является: расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения; дети умеют правильно переходить проезжую часть дороги, знают правила поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе; дети научились распознавать знаки: информационно-указательные– «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»; воспитанники овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их;
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей помогает нашим воспитанникам быть уверенными на дороге и избежать травматизма. В перспективе мы планируем продолжать работу в том же направлении, разрабатывать программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения, развитию и повышению уровня их компетентности безопасного поведения на дорогах. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ.
|