«Игровая деятельность, как средство формирования у дошкольников правил дорожного движения» |
ПДД детям | |||
Автор: Натарова Юлия Геннадиевна | |||
14.04.2022 06:55 | |||
«Игровая деятельность, как средство формирования у дошкольников правил дорожного движения» Подготовила воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №114 г. Липецка Натарова Юлия Геннадиевна. Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, так как причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Ребенок в дошкольном возрасте начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
Почему игровая деятельность? Своеобразие игры состоит в том, что она занимает особое положение по отношению к другим видам активности дошкольника. С одной стороны, это деятельность ребенка, которая осваивается им во всем многообразии ее форм и видов, с другой, может быть формой организации жизни детей, создавая внутри себя условия для освоения конкретных видов деятельности и включенного в них предметного содержания. Перед воспитанниками в игровой форме ставятся проблемные ситуации, возникающие на дороге с пешеходами и водителями, а так же в транспорте. У детей формируются знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, развивается отрицательное отношение к нарушениям ПДД. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Педагогическая идея заключается в формировании знаний у дошкольников правил дорожного движения посредством игровой деятельности. Задачи, решаемые в работе:
На мой взгляд, требуется не только обучение дошкольников ПДД, но и формирование у них навыков безопасного поведения, развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально — волевые качества. Такие навыки очень хорошо формируются и закрепляются в игровой деятельности. Планируемые результаты:
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, были разработаны дидактические игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. «Дорожные знаки» познавательное лото Цель: Познакомить детей с названиями дорожных знаков, их значениями. Задачи: Формировать представление о знаках дорожного движения: предупреждающие знаки, предписывающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, информационные знаки. Обогащать словарный запас детей по названиям дорожных знаков. Учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением. Формировать умение соблюдать в игре правила культурного поведения, Ход игры. В игре участвуют от двух до пяти участников. Задача каждого игрока первым заполнить свою игровую карту. Для этого к каждому дорожному знаку на игровой карточке нужно найти пару — карточку с рисунком. Ведущий перемешивает карточки и вытягивает по одной, игрок, найдя показанный знак у себя на игровой карте, поднимает руку и закрывает его. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут заполнены. Выигрывает тот, кто первым заполнит свою игровую карту. Усложнение:
«Дорожная азбука» Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки. Ход игры: Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге и объяснить свое решение. «Мы -пешеходы» Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пешеходами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него. Материал: Картинки с дорожными ситуациями. Ход игры: Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации «Четвертый лишний» Игра предназначена для детей дошкольного возраста 3-7 лет Цель игры: уметь называть все знаки и виды транспорта и находить «лишнее». Закреплять знания детей о дорожных знаках, о видах транспорта, о назначении светофора. Развивать наблюдательность, зрительную память. Кубики «Дорожные знаки» Цель: формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде, расширение представлений детей о дорожных знаках. Задачи: Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. "Умелый водитель" Цели:
Правила игры: Каждый игрок выбирает себе игровую фишку –машинку. Игроки по очереди бросают кубик и перемещают свои фишки по игровому полю на столько кружочков вперёд, сколько их выпало на верхней стороне кубика.
Так выглядит часть уголка по ПДД. Подводя итог работы, надо отметить, что в знаниях дошкольников появилась положительная динамика:
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей. Таким образом, систематическая работа с детьми по формированию у дошкольников правил дорожного движения посредством игровой деятельности при учете возрастных особенностей детей, дает положительные результаты.
|