Методическая разработка тематического занятия по обучению ПДД во второй младшей группе «Пешеходы и водители, будьте бдительны!» |
ПДД детям | |||
Автор: Черногорова Евгения Владимировна | |||
24.02.2021 13:44 | |||
Методическая разработка тематического занятия по обучению ПДД во второй младшей группе «Пешеходы и водители, будьте бдительны!» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Колпинского района Санкт-Петербурга Подготовила: Черногорова Евгения Владимировна, воспитатель Санкт-Петербург 2021 год Актуальность: Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником является ребенок. Дошкольники плохо разбираются в знаках, правилах дорожного движения, разметке дорог, возможностях транспортных средств; они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояние. Дети в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно быстро определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени. Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок обычно не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой дети считают, что автомобиль можно остановить мгновенно. Все это говорит об актуальности обучения правилам дорожного движения, а перечисленные психофизиологические особенности ребенка – о том, что нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге. С целью формирования навыков безопасного поведения детей, как пешеходов, мной было разработано и проведено тематическое занятие «Пешеходы и водители, будьте бдительны!» (Приложение 1). Подготовка к занятию Проведению занятия предшествовала экскурсия «На перекрёстке» для наблюдения за сигналами светофора, транспортом и пешеходами, а также чтение художественной литературы: «Мяч» С. Маршак, «Научи нас, светофор» Ю. Разумовской, обучающая сказка «Весёлый светофор» О.Ю. Соловей. Родителям была предложена домашняя совместная деятельность с детьми по изготовлению светофоров для выставки «Музей Светофориков» (Рис. 1). К занятию были подготовлены тематические атрибуты: костюм светофора на взрослого героя, вырезанные круги сигналов светофора для игры, световозвращающие средства безопасности пешеходов (ленты, жилетки, брелоки, фликеры), фонарики, машинки-раскраски, цветные карандаши, ленточки. Рис. 1 «Музей Светофориков» Описание тематического занятия Занятие начинается с предложения детям посетить «Музей Светофориков», рассмотреть сделанные с родителями поделки. С помощью вопросов педагог узнает понравилась ли им такая совместная деятельность, какие использовались материалы, а также какие знания помогли сделать поделки. Затем создаётся проблемная ситуация – появляется гость (Светофор – взрослый), которому требуется помощь. Дети предполагают способы ее решения. Специальные вопросы педагога побуждают к самостоятельному рассуждению. А игровая форма (игра «Собери и правильно размести») помощи Светофору позволяет качественно закрепить знания о его сигналах и с воодушевлением справиться с заданием (Рис. 2). Рис. 2 Игра средней подвижности «Собери и правильно размести» Благодарный персонаж дарит детям световозвращающие браслеты и наклейки. Он рассказывает о их необычных свойствах, а также знакомит с другими средствами безопасности пешеходов в темное время суток: жилетами, значками, лентами, брелоками-фликерами (Рис. 3). Рис. 3 «Светофор о средствах безопасности пешеходов в темное время суток» Для погружения в эту важную тему используется такая педагогическая технология, как детское экспериментирование. Воспитанникам предоставляется ситуация, в которой они сами проверят информацию и закрепят знания. В затемненной группе, с помощью фонариков, световозвращающих жилетов, наклеек и брелоков дети наблюдают за светящимся эффектом материала (Рис. 4). Рис. 4 «Эксперимент» Чтобы обеспечить прочность результата обучения и эмоциональное вовлечение, предлагается игра «Машинки и пешеходы» (Рис. 5). Рис. 5 Игра средней подвижности «Машинки и пешеходы» Далее следует спокойная творческая деятельность для смены активности и предупреждения перевозбуждения. Воспитанники раскрашивают машинки, чтобы создать собственный брелок со световозвращающим элементом (Рис. 6). Рис. 6 «Брелоки-фликеры» С помощью вопросов педагог стимулирует осознание каждым воспитанником себя в собственной деятельности. Выявляет значимость каждого и важность общей деятельности, обобщает самостоятельно усвоенные детьми знания. В конце дня дети дарили брелоки родителям и делились с ними положительными эмоциями от занятия. Заключение Наш педагогический коллектив группы считает очень важным формирование у дошкольников и взрослых основ безопасного поведения на улицах и дорогах города. И проводит систематическую работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения. Здесь была представлена методическая разработка одного из тематических занятий. Так как в нашей возрастной группе не применима ИКТ (в соответствии с постановлением СанПиН №28 от 28. 09. 20 о ЭСО), нами были использованы не менее эффективные современные педагогические технологии: проблемного обучения, игровая и экспериментирование. Что позволило реализовать поставленные задачи в полной мере. Решая задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития, мы воспитываем дисциплинированного и сознательного участника дорожного движения. Приложение 1 Конспект тематического занятия во второй младшей группе «Пешеходы и водители, будьте бдительны!» Цель: формировать навыки безопасного поведения детей, как пешеходов в темное время суток. Задачи:
Предварительная работа:
Атрибуты: Костюм Светофора для взрослого, вырезанные круги сигналов светофора для игры, световозвращающие средства безопасности пешеходов (ленты, жилетки, брелоки, фликеры), фонарики, машинки-раскраски, цветные карандаши, ленточки Ход занятия: 1. «Музей Светофориков» — обсуждение результата совместной деятельности родителей и детей Воспитатель: Ребята, давайте вместе подойдем к нашему «Музею Светофориков». Какие красивые и интересные получились светофоры! Вам понравилось изготавливать их вместе с родителями? Какого цвета бумагу, краски или пластилин вы использовали, чтобы сделать сигнал, во время которого надо обязательно стоять? А во время которого можно переходить дорогу — проезжую часть? Вы с родителями молодцы! Благодаря вам у нас такой чудесный музей в группе. Разрешим потом ребятам из другой группы к нам прийти полюбоваться? Да вы еще и добрые, воспитанные ребята! Я горжусь вами! 2. Проблемная ситуация, с целью закрепления пройденного материала Заходит Светофор и плачет (у Светофора на костюме нет сигналов) Воспитатель: Ребята, а кто это? (светофор) Здравствуй, Светофор! Что случилось, почему ты плачешь? Светофор: Здравствуйте, ребята. Как же мне не плакать, я ведь теперь и на светофор то не похож! Сигналов то нет на мне. Ночью был такой сильный ветер, что все сигналы сдуло! Вот (показывает коробку) все собрал, а как теперь на места их разместить? Воспитатель: Ребята, поможете Светофору? Вы все уже знаете о них! Светофор, давай разложим твои сигналы, чтоб всем ребятам было их видно. Ты присаживайся, а детки все соберут и к тебе прикрепят. Игра средней подвижности «Собери и правильно размести» 3. Знакомство с средствами безопасности пешеходов в темное время суток – световозвращающими элементами Светофор: Спасибо вам, ребята! В благодарность я вам подарю «фликеры» Воспитатель: Красивые, яркие! А что это и как ими пользоваться? Расскажи ребятам. Светофор: Вы знаете, что в темноте всё плохо видно? Вот, когда на улице темно, водителям тоже плохо видно пешеходов и чтобы не случилось беды – дорожно-транспортного происшествия, придумали световозвращающий материал. Он возвращает свет, если на него посветить, то кажется, что он светится. Так появились фликеры наклейки, брелки, браслеты, ленты, жилетки и одежда со световозвращающими элементами. 4. Эксперимент-игра, для погружения в новый материал Воспитатель: Ребята, а давайте это проверим. Проведём эксперимент: одна команда встанет парами, возьмут фонарики и будут машинками (если кто-то не хочет стоять в паре, можно дать 1 фонарик и это будет мотоцикл), вторая команда – пешеходы (одеваем жилетки, ленты, наклеиваем фликеры, берём брелки). Затемняем помещение. Машинки посветите на пешеходов – видите, как светится световозвращающий материал! А теперь поиграем, машинки и пешеходы будут двигаться, но важно машинкам не сталкиваться и не задевать пешеходов. Игра средней подвижности «Машинки и пешеходы» (затем можно поменяться ролями) Воспитатель: Ребята, вам понравилась такая игра? Вы заметили как светятся жилетки, брелоки и браслеты? Вот так водители машин видят пешеходов даже когда темно! Спасибо Светофор за такие полезные подарки! Светофор: И вам спасибо ребята, что помогли. Я уверен, вы внимательные пешеходы, а теперь ещё и знаете про средства безопасности! Когда переходите дорогу смотрите на мои сигналы, будьте внимательны и осторожны! Всего доброго! (Светофор уходит) 5. Изготовление брелоков-фликеров Воспитатель: Ну вот, Светофор ушел… а давайте сами изготовим такие яркие, светящиеся брелоки. Перед вами лежат машинки-раскраски. Надо красиво и аккуратно её раскрасить (раскраска крупного размера с четкими деталями, в соответствии с возрастными особенностями). Воспитатель: У вас получились очень красивые и яркие машинки. Теперь соединим их со светящейся ладошкой. Получился брелок! 6. Рефлексия Воспитатель: Ребята, что же сегодня произошло? Кто к нам приходил? А что с ним случилось? Мы узнали сегодня что-нибудь интересное, полезное? А что еще делали? Что понравилось, запомнилось больше всего? Расскажите родителям, о чем вы сегодня узнали и покажите, какие красивые брелоки вы сами изготовили. А главное – используйте их, когда вы пешеходы. Вы большие молодцы! Справились со всем! Вы добрые, умные, быстрые и ловкие!
|